«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

26 августа 1919 В.И.Ленин подписал Декрет «Об объединении театрального дела»

26.08.2013

В. И. Ленин подчеркивал, что «торопливость и размашистость в вопросах культуры вреднее всего»; основной задачей в области театра он считал необходимость сохранения традиций, «чтобы не упали основные столпы нашей культуры»

26 августа 1919 В.И.Ленин подписал Декрет Об объединении театрального делаОктябрьская революция коренным образом изменила все сферы жизни страны — социальную, политическую, экономическую, культурную. Первое Советское правительство во главе с В.И. Лениным придавало огромное значение развитию многонациональной культуры. В 1918 г. Театральный отдел Наркомпроса, возглавляемый А.В. Луначарским, издал обращение «Ко всем национальностям России»; при наркомпросах республик создавались театральные отделы, деятельность которых была направлена на возрождение и развитие театрального искусства народов Советской России. Театральный отдел Наркомпроса был организован для максимально централизированного руководства театральным делом, активно боролся за создание нового революционного театра, нового репертуара, за освоение культурного наследия прошлого в рамках господствующей идеологии настоящего.

26 августа 1919 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об объединении театрального дела», провозгласивший национализацию театров. Правительство, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, гражданскую войну и военную интервенцию, брало театры на гособеспечение, объединяя их под эгидой партии и государства. Театр становился одной из активных форм просвещения, агитации, эстетического воспитания народных масс. Старейшие театры были выделены в группу академических (Малый театр, МХАТ, б. Александрийский театр — ныне Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина, и др.). Они подчинялись непосредственно народному комиссару просвещения и пользовались обширными художественными правами.

В условиях труднейшего экономического и политического положения страны создавались новые театры: в Москве — Театр РСФСР 1-й (1920, позднее театр им. Вс. Мейерхольда), 3-я студия МХТ (1921, впоследствии Театр им. Евг. Вахтангова), Театр Революции (1922, ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр им. МГСПС (1923, ныне Театр им. Моссовета); в Петрограде — Большой драматический театр (1919); в Одессе — передвижной театр «Красный факел» (1920; с 1932 — в Новосибирске) и др. Были открыты театры для детей — Детский театр им. Моссовета (Москва, 1918), Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Театр юных зрителей в Петрограде (1922, ныне Ленинградский театр юных зрителей) и др.

Вовлечение в строительство новой жизни широких масс трудящихся вызвало раскрытие талантов народов, расцвет самодеятельного искусства, на основе которого возникали и профессиональные театры. В первые годы после установления Советской власти на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены профессиональные труппы, театры приняты на государственный бюджет, получили постоянные помещения. В 1919 создан Киевский драматический театр им. Т. Шевченко. В 1920 основаны Белорусский государственного театра Минске (ныне им. Я. Купалы), украинский театр им. И. Франко в Виннице (затем переведён в Киев), Азербайджанский драматический театр в Баку (ныне им. М. Азизбекова), в 1921 — Армянский драматический театр в Ереване (ныне им. Г. Сундукяна) и Грузинский театр им. Ш. Руставели в Тбилиси, в 1922 — украинский театр «Березiль» в Киеве (ныне Харьковский театр им. Т. Шевченко) и театр им. Заньковецкой там же (ныне во Львове). В 20-х гг. были заложены основы театрального искусства у народов, не имевших прежде профессионального театра. Кружки художественной самодеятельности послужили базой для создания узбекского (в 1919, ныне Театр им. Хамзы, Ташкент), казахского (в 1925 в Кзыл-Орде, с 1928 в Алма-Ате, ныне Театр им. Ауэзова) и других театров.

В Москве, Петрограде, Воронеже, Иркутске и других городах ставились массовые театрализованные зрелища. В развитии агитационного театра определённую роль сыграли коллективы, входившие в систему Пролеткульта. Вопреки ошибочным взглядам его руководителей (недооценка значения культурного наследия, эпигонское использование приёмов футуризма и символизма и т.д.), во многих коллективах формировались элементы нового революционного театра. С опытом массового агиттеатра первых лет Советской власти связано возникновение в 20-х гг. коллективов «Синяя блуза», театров рабочей молодёжи (ТРАМов). В конце 20 — начале 30-х гг. начали работать театры Красной Армии, колхозно-совхозные театры. Возросло число театров для детей, театров кукол (в 1936 было около 150 дет. театров, в том числе и кукольных).

Коммунистическая партия уделяла большое внимание театру как проводнику коммунистических идей. 12-й съезд РКП(б) (1923) указал на необходимость «…усилить работу по созданию и подбору соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 2, 1970, с. 466). Становление нового в искусстве театра проходило в условиях творческого соревнования различных течений. В резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) подчёркивалась важность такого соревнования и вместе с тем говорилось о необходимости решительного преодоления буржуазных влияний, вульгарно-социологических и пролеткультовских тенденций. В середине и конце 20-х гг. отчётливо определился подъём советской драматургии (пьесы К. А. Тренева, В. Н. Билль-Белоцерковского, В. В. Маяковского, Вс. Иванова, Б. А. Лавренева, В. В. Вишневского и др.), ставшей основой роста театрального искусства.

Большое значение имела деятельность Е. Б. Вахтангова, возглавившего в 1919 Театральную секцию (ТЕО) Наркомпроса. Ученик и последователь Станиславского, руководитель 3-й студии МХТ, он выступал за народность искусства, утверждал идею ответственности художника перед народом, творящим революцию. Его спектакль «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (2-я редакция 1921) был направлен против пошлости мещанского мира, утверждал высокое чувство любви к простым людям. Программным для будущего Театра им. Вахтангова стал спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1922) — остросовременный по своему оптимистическому звучанию, открыто театральный, полный ярких красок. С середины 20-х гг. Театр им. Вахтангова стал уделять основное внимание созданию современных сценических образов — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина (1925), «Разлом» Лавренева (1927) (режиссёр обоих спектаклей А. Д. Попов), «Барсуки» Л. М. Леонова (1927).

Новый характер стало приобретать искусство Мейерхольда. Режиссёр активно участвовал в строительстве советского театра, ярко зрелищного, политически острого, агитационного. Пропагандируя идеи революции, он поставил в своём театре публицистически острые спектакли: «Зори» Э. Верхарна (1920), «Мистерию-Буфф» Маяковского (1918, 1921). Затем, продолжая тесное сотрудничество с Маяковским, осуществил постановки его пьес «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), резко осудивших мещанство, бюрократизм, политическое приспособленчество.

Героический подъём масс, типические образы современников были воссозданы в ярко публицистических спектаклях Театра им. МГСПС: «Шторм» Билль-Белоцерковского (1925), «Мятеж» Д. А. Фурманова и Д. Поливанова (1927) (режиссёр обоих спектаклей Е. О. Любимов-Ланской). Воздействие революционной действительности сказалось на творчестве МХАТа, Малого театра. Наряду со спектаклями, глубоко и многогранно раскрывавшими идейную сущность и художественные особенности произведений классической драматургии («Горячее сердце» Островского, 1926, и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ; «Растеряева улица» по Г. И. Успенскому, 1929, Малый театр), ими были созданы выдающиеся постановки пьес советских авторов. Стремясь к философски обобщённому, психологически углублённому раскрытию образов, МХАТ создал проникнутые революционной героикой реалистические спектакли, посвященные историческому прошлому и Гражданской войне, — «Пугачёвщина» Тренева (1925, режиссёр Немирович-Данченко), «Бронепоезд 14-69» Иванова (1927, руководитель Станиславский, режиссёр И. Я. Судаков). Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр поставил также пьесы М. А. Булгакова («Дни Турбиных», 1926), В. П. Катаева («Квадратура круга», 1928), Л. М. Леонова («Унтиловск», 1928) и др. Развивая свои традиции, неразрывно связанные с героико-романтической устремлённостью, Малый театр поставил пьесы, показавшие торжество идей социалистической революции в условиях вооружённой борьбы за Советскую власть и в годы мирного строительства, — «Любовь Яровая» Тренева (1926), «Огненный мост» Б. С. Ромашова (1929). Московский Камерный театр ставил произведения, далёкие от современной жизни («Саломея» О. Уайльда, «Принцесса Брамбилла» Э. Т. А. Гофмана). Театром были созданы и выдающиеся трагедийные спектакли с участием актрисы А. Г. Коонен («Адриенна Лекуврер» Э. Скриба, 1919, «Федра» Ж. Расина, 1921, и др.). Событием театральной жизни стала постановка Таировым «Оптимистической трагедии» Вишневского (1933), утверждавшая революционный героизм.

Глубокое воздействие на развитие советского театра оказали идейно-художественные принципы основоположника социалистической литературы М. Горького. К выдающимся горьковским спектаклям 30—40-х гг. принадлежат: «Егор Булычев и другие» (1932, Театр им. Вахтангова; 1933, армянский Театр им. Сундукяна), «Враги» (1935, МХАТ), «Мещане» (1935, Центральный театр Красной Армии), «Дачники» (1939, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького), «Варвары» (1941, Малый театр; 1943, Горьковский театр), а также «На дне» (1932, Ленинаканский театр), «Последние» (1937, украинский Театр им. Франко, белорусский Театр им. Купалы) и др. Сочетание глубокой психологической правды с острой социальной характеристикой, искусство типизации, раскрытие социально-философской сущности образов, отличавшие лучшие горьковские спектакли, способствовали утверждению метода социалистического реализма, росту режиссёрского и актёрского мастерства.

Идейная глубина, художественная зрелость советского театра, многообразие его форм и решений неразрывно связаны с достижениями режиссёрского искусства, представленного творчеством Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольда, Таирова, Любимова-Ланского, Попова, Ю. А. Завадского, Н. В. Петрова, А. М. Лобанова, Ф. Н. Каверина, С. М. Михоэлса, Р. Н. Симонова, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, Н. П. Охлопкова, Н. П. Акимова и др. Различные искания находили глубокое оригинальное преломление в спектаклях К. А. Марджанишвили, в проникнутых духом романтики темпераментных постановках С. Ахметели в Грузии, в экспериментальных работах Л. Курбаса, в яркой реалистической образности спектаклей Г. П. Юры на Украине. Развитие театральной культуры 30-х гг. определили также постановки украинского режиссёра М. М. Крушельницкого, армянского режиссёра В. М. Аджемяна, белорусская режиссёра Е. А. Мировича и др.

Подъём театрального искусства народов СССР в 60—70-х гг. связан с важнейшими событиями в истории Советского государства — 50-летием Октябрьской революции 1917, 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, 50-летием образования СССР. Были поставлены спектакли: «Океан» (1961, Театр им. Маяковского, Ленинградский Большой драматический театр) и «Между ливнями» (1964, Театр им. Маяковского) А. П. Штейна, «Совесть» по Д. Г. Павловой (1963, Театр им. Моссовета), «Материнское поле» по Ч. Айтматову (1964, Казах, театр драмы), «Чти отца своего» В. В. Лаврентьева (1964, МХАТ), «Шестое июля» М. Ф. Шатрова (1965, МХАТ), историко-революционная трилогия — «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П.Свободина и «Большевики» Шатрова (1967, Московский театр «Современник»), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967, Малый театр), «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967, Театр им. Моссовета), «Интервенция» Славина (1967, Московский театр Сатиры), «Миндаугас» Марцинкявичюса (1969, Литовский театр драмы), «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971, Белорусский Театр им. Купалы, Московский драматический театр на М. Бронной), «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971, Московский драматический театр на М. Бронной, Ленинградский театр им. Ленсовета), «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева (1971, Московский театр драмы и комедии на Таганке), «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972, Малый театр, молдавский Театр им. Пушкина), «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972, МХАТ), «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975, МХАТ; «Протокол одного заседания», Ленинградский Большой драматический театр), «Погода на завтра» Шатрова (1975, Московский театр «Современник») и др.

Основополагающим принципом советского театра, как и всего советского искусства, является ленинский принцип партийности. Театр — помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. Лучшие театральные произведения глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство советского человека, его преданность Родине. В развитии театра большую роль играет обмен творческим опытом. Характерная черта советского искусства, в том числе и театрального, — взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Единство идейного содержания произведений сочетается с многообразием и богатством национальных форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Советский театр оказывает большое влияние на театральные культуры всего мира.

Советский многонациональный театр играет значительную роль в духовной жизни нашего общества, развивая гуманистические традиции советской культуры, сближая творчество социалистических наций и народностей. В 1975 в СССР работало 570 театров, в том числе 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли даются более чем на 40 языках народов СССР.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.