«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Стенограмма совместного заседания комиссии по культуре и массовым коммуникациям и комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций

от 4 марта 2013 года
(Ответственные депутаты: Герасимов Е.В., Палеев А.Р.)
(комната 1.301)

26.03.2013

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Ну что же, как мне кажется, мы сумели рассесться, и, в общем, ненадолго мы задержали совместное заседание двух комиссий – комиссии по культуре и массовым коммуникациям и комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций.
У нас сегодня на повестке дня несколько вопросов.
Первый вопрос – об обращении Чеховской "О ситуации и перспективах ГБУК города Москвы "Театр Русский камерный балет Москвы".
Второй вопрос – "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания, мест религиозных обрядов и церемоний".
Перед тем как, а я уже начал, поэтому прошу не говорить в то время, когда говорит выступающий.
Телефоны прошу отключить, кстати, я тоже сейчас это сделаю на всякий случай.

Итак, я возвращаюсь к первому вопросу.
У нас практически присутствуют все, кого мы приглашали, и те, кого хотели видеть те, кто сегодня инициировал данный вопрос.
От Департамента культуры присутствуют: заместитель руководителя Департамента Шерменева Евгения Борисовна, главный специалист Управления по работе с творческими организациями Калюжная Надежда Александровна.
От русского балета "Камерный балет "Москва" художественный руководитель – правильное ударение у нас на что?

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Тупысева, да? Тупысева Елена Михайловна.
Матвеев Константин Сергеевич – зав.труппой, Пименова Светлана Владимировна – главный бухгалтер, Небесная Елизавета Сергеевна – экс- прима-балерина, заслуженная артистка, лауреат международных премий, Фомина  Лидия Сергеевна - председатель…
Она присутствует же, да? Да, вот вижу.
…Московской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры, председатель.
Я, правда, посмотрел, как бы, не одна только балерина, а почему же тут у нас вот так написано? Ну, хорошо.
Озолина Маргарита Анатольевна или Озолина, - извините, тут ударение не проставлено, поэтому могу ошибиться - методист культурного центра ЗИЛ.
Бейрак Анатолий – его нет, нет...
И Чеховская Наталья Михайловна – лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных и международных конкурсов артистов балета, лауреат форума "Общественное признание", экс-депутат Государственной Думы Российской Федерации, народная артистка России.
У нас присутствует и профессор Московской государственной академии хореографии, заслуженный артист России, экс-художественный руководитель Большого театра Юрий Петрович Бурлака.
Максов Александр Игоревич – член Международного союза музыкальных деятелей и Российской хореографической …
Извините, если я ударение неправильно ставлю, но, в принципе, на будущее проставляйте ударение, потому что так не очень хорошо, когда не туда оно попадает. Но, тем не менее, с учетом великих, известных наших мастеров…
Гордеев Вячеслав Михайлович – депутат Московской областной Думы, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор, народный артист СССР и просто мой дорогой друг, замечательный, да. Рад его видеть…
Ну, можно продолжать и продолжать.
Никитин Вадим Юрьевич – доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, зам.декана по научно-методической работе хореографического факультета МГУКИ.
Майоров Генрих Александрович – лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель Бурятской АССР, профессор.
Усанов Сергей Александрович – вице-президент  Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств…
Какой у нас сегодня здесь замечательный состав, да. Впору, вообще, поговорить о том, что…

Голос из зала:
(говорит без микрофона)

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
О папе Римском… Ну, это третье тогда, это тогда в "Разном", да.
Видимо, еще люди будут подходить.
Я обычно не зачитываю присутствующих, потому как всегда есть возможность, кто захочет сказать, он представится. Но, учитывая сегодняшний предмет особый особого сегодняшнего разговора, я все-таки зачитал, и дал возможность людям собраться с мыслями. И понимать, что, понятно, что в рамках сегодняшнего заседания мы всех вопросов не решим. И в рамках заседания комиссии мы обозначаем болевые точки, и понимаем, что их нужно в перспективе решать. Как, какими способами – это тоже идет процедура, как бы, тоже дальнейшей работы.
Понятно, что мы никогда не останавливаемся на полпути. И мне кажется, приходим практически всегда к правильному принятию решения, по крайней мере, в интересах каждой личности, которая затронута в том или другом обращении.
Обращение ведь касается той уникальной части нашей культуры, которая прославила наш балет, нашу страну, как говорилось в известном стихотворении, песне нашего замечательного современника… Там говорилось так: зато мы делаем ракеты, перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей.
И вот мы сегодня здесь собрались, и прекрасно понимаем, что ракеты мы делаем не лучше, чем те, которые делаются в мире, уже давно они не лучшие. Енисей перекрыли давно…
Но, единственное, пожалуй, с моей точки зрения, из этой тройки все-таки мы соответствуем вот этим нашим уникальным атомным энергетическим возможностям. Пока продолжаем строить по всему миру, и они самые надежные и, как бы, продолжают быть интересными во многих местах.
А что происходит с балетом, вот мы сегодня и послушаем, что происходит с балетом. Не в нашем регламенте и возможностях обсуждать, что происходит, в том числе в Большом театре.
Единственное, могу с учетом сегодняшнего такого очень знакового собрания, могу сказать следующее, что в молодости, когда я любил и считал, что в Большом театре, для меня лично, всегда главенствовал балет, на сегодняшний день в Большой театр я прихожу с большим удовольствием на оперу.
И мне представляется, что на сегодняшний день сохранилась и традиция, и мощь, и сила Большого, в основном, за счет, как бы, этой части труппы. Это мое личное мнение, просто хочется о многом сказать.
Но сейчас я все-таки передам слово Вам, постольку поскольку Вы были заявителем.

Лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Всесоюзного и Международного конкурса артистов балета, лауреат форума "Общественное признание", экс-депутат Государственной Думы ФС РФ, народная артистка России ЧЕХОВСКАЯ Н.М.:
Я прочту, да, в целях экономии…
По инициативе артистов балета "Русский камерный балет "Москва" я обращаюсь к вам с просьбой рассмотреть вопрос о положении, сложившемся в театре за последние полгода, вследствие ошибочных действий нового некомпетентного руководителя.
Наш театр имеет статус государственного. Организовал его и руководил им Басин Николай Анатольевич.
Не имея своего помещения на протяжении 25 лет, театр арендовал репетиционную площадку по адресу: Сущевский вал, 73, корпус 2. И сценические площадки, которые оплачивал театр на средства, выделенные Департаментом культуры Москвы.
В театре было более 27-ми современных и классических постановок, которые можно был увидеть  только в нашем театре. А также спектакли для детей и юношества.
Количество классической труппы составляло около 60 человек, современной – 22 человека.
Востребованность наших спектаклей была высока. Спектакли могли посетить зрители со средним уровнем дохода.
В июне руководством Департамента культуры Москвы было принято решение назначить нового художественного руководителя театра "Русский камерный балет "Москва" Тупысеву Елену Михайловну, никому неизвестную в балетном мире, окончившую в 2005 году Академию нефти и газа. А также продюсерский факультет Российской Академии театрального искусства.
Третьего июля уполномоченный Департамента культуры Шерменева представила нам нового художественного руководителя Тупысеву. На волнующие вопросы артистов: сохранение репертуара, сокращение труппы, нас заверяли о том, что все будет сохранено и артистам не стоит волноваться ни о чем, чему есть подтверждение видеозаписи общего собрания от 3 июля.
В середине сентября труппа по решению художественного руководителя переехала на новую репетиционную площадку по адресу: Столярный переулок, дом 3. Это бывший моторный завод. Где располагается агентство театров танца "Цех", соучредителем и директором этой коммерческой организации с 2001 года до назначения на должность художественного руководителя, являлась Тупысева. В этом помещении классической труппе предоставили два балетных зала, не очень удобные. Современный один. Нам пришлось постоянно находиться в окружении посторонних людей, особенно в воскресенье, так как приводили большое количество ребятишек маленьких. Сосредоточиться и погрузиться в работу было крайне сложно, так как в балетных залах отсутствует вентиляция, и мы не могли закрыть дверь. И в зал все время заглядывали, заходили, что очень отвлекало артистов и педагога.
Арендованные залы, оплачиваемые Департаментом культуры, приходилось ждать ведущим артистам и солистам, когда их освободят совершенно посторонние люди, которые не являются даже клиентами организации цеха. И это все проходило в рабочее время.
На мои претензии по этому поводу зав. труппы Матвеев говорил, что с этих денег нам идет заработная плата. А при этом заработная плата задерживалась все это время. И только в декабре, как оказалось последнюю заработную плату, получили вовремя.
В сентябре всю труппу перевели на срочный контракт на 4 месяца. До конца декабря.  Где многим артистам были изменены тарифные ставки-разряды. При этом Тупысева не знала артистов ни по фамилии, ни их профессиональный уровень. Каково же было удивление артистов, что ни одну из репетиций и на прогоны спектаклей, которые готовили в то время на гастроли в Мурманск, это подготовлено еще прежним художественным руководителем, Тупысева ни разу не появилась. Она и не поехала на эти гастроли. Тем самым не имея представления об уровне спектаклей, солистов и труппы в целом.
После гастролей артисты узнали, что снят весь практически репертуар театра. У классической труппы осталось 4 балета. На очередном собрании Тупысева оповестила, что балеты Петипа Мариуса нам не нужны. Мы будем приглашать на постановки балетмейстеров из-за границы. После чего 12 профессиональных танцовщиков в большинстве ведущие столицы написали заявление по собственному желанию. И которых даже не пытались удержать. Поэтому получилось: нет спектаклей – нет артистов. А нет артистов – не соберешь ни один полноценный балет.
В октябре началась постановка нового … балета на классическую труппу "Времена года". И по словам Тупысевой это будет уникальная постановка неоклассики. Однако рецензия об этом спектакле свидетельствует о низком его уровне и что подрастающему поколению лучше это не смотреть, а воспитывать  на нашем классическом наследии.
27 декабря закончились срочные контракты и многим артистам они не были продлены. В результате чего на улице оказались еще 12 высокопрофессиональных артистов. В том числе лауреат Международного конкурса артистов балета, заслуженная артистка России Елизавета Небесная. И педагоги, имеющие заслуги и отмеченные правительственными наградами – это лауреаты премии комсомола, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов балета, лауреаты Международного конкурса артистов балета, лауреаты форума общественного признания. Кстати, это звание присуждается высшим советом при Президенте России. Значит, одни награждают, а другие за эти же заслуги получается увольняют людей. Это народные артисты России, Василий Полушин и Наталья Чеховская, которые отслужили этому театру 16 лет и были его визитной карточкой. Этими педагогами были поставлены классические балеты репертуара театра. Были подготовлены артисты на международные конкурсы артистов балета, которые дважды завоевали золотые медали и звание дипломанта.
Тупысевой были набраны новые артисты, уровень которых был ниже уволенных. Так при этом, при увольнении, обладательнице "Золотой маски" артистке Ульяне Бочерниковой было сказано дословно: "Вы достигли такого мастерства, что на Вашем фоне молодые артисты смотрятся не очень хорошо". Да, действительно вызывает смех.
За такой короткий нынешний срок художественному руководителю Тупысевой удалось так много разрушить, и так мало нашлось слов и времени для артистов, которые ждали приема по записи к ней три месяца, так и не дождались.
Ирина Тупысева не имеет никакого профессионального балетного образования и опыта работы в театре. За время работы в должности художественного руководителя показала полную свою некомпетентность и не имеющая понятия об обязанностях художественного руководителя, но хорошо освоила финансовую составляющую. Она практически полностью разрушила наш театр вследствие своего непрофессионализма и несоответствия занимаемой должности.
Артисты балета просили меня довести все сказанное до комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, чтобы упредить дальнейшее уничтожение театра. И мы просим комиссию по культуре и массовым коммуникациям рассмотреть вопрос о смене руководства и назначении нового руководителя театра "Русский камерный балет Москва" высокопрофессионального, авторитетного и уважаемого человека, который посвятил всю свою жизнь традиция русского балета. Это будет соответствовать курсу и политике Президента. Цитата – у руля должны стоять профессиональные и компетентные люди.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Вы хотите добавить, да?

Экс-прима-балерина, заслуженная артистка, лауреат международных премий "Театра Русский камерный балет Москва"
НЕБЕСНАЯ Е.С.:
Да.
Небесная Елизавета Сергеевна.     Очень жаль, что здесь нет главы Департамента, но хочется надеяться, нам хочется надеяться, что его дезинформировали по поводу профессионализма и компетентности госпожи Тупысевой. Так как данные о назначении идут вразрез с кадровой политикой, озвученной нашим Президентом.
Вот так как Вы представитель, да, ответьте, пожалуйста, вот Департамент…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Нет, нет, нет…

Экс-прима-балерина, заслуженная артистка, лауреат международных премий "Театра Русский камерный балет Москва"
НЕБЕСНАЯ Е.С.:
Я обращаюсь вот к госпоже…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Нет, не надо обращаться, Вы хотели… Сейчас мы выступаем. Вопросы мы зададим позже.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Вы все сказали?

Экс-прима-балерина, заслуженная артистка, лауреат международных премий "Театра Русский камерный балет Москва"
НЕБЕСНАЯ Е.С.:
Да.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
У вас есть вопрос какой, еще раз.

Экс-прима-балерина, заслуженная артистка, лауреат международных премий "Театра Русский камерный балет Москва"
НЕБЕСНАЯ Е.С.:
Мой вопрос заключается в том, почему данное назначение идет полностью вразрез с курсом кадровой политики?

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Хорошо.
Я думаю, тогда в своем выступлении вы на этот вопрос ответите.
Вы все сказали, что хотели?

Экс-прима-балерина, заслуженная артистка, лауреат международных премий "Театра Русский камерный балет Москва"
НЕБЕСНАЯ Е.С.:
Да.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Спасибо.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Пожалуйста, Департамент культуры, ваше мнение.

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:  
Шерменева Евгения Борисовна, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы.
Могу сказать, что ситуация с "Русским камерным балетом Москва" обсуждалась с предыдущим руководителем Басиным в январе прошлого года. Когда мы встретились, говорили об итогах работы за 2011 год, и нам были высказаны многие претензии по ведению дел в организации. Потому что я бы очень хотела, чтобы все понимали, что есть разделение. Мы говорим о хореографе или мы говорим о руководителе государственного учреждения культуры, который несет ответственность за деятельность организации, в том числе за финансовую, административную, хозяйственную и творческую.
Если с точки зрения творчества я, как чиновник, сейчас судить не могу, для этого есть профессиональное сообщество, которое дает свои оценки и рекомендации, то с точки зрения ведения дел в организации, как в бюджетном учреждении культуры, у нас было очень много претензий.
Мы договорились в январе прошлого года о том, что в течение какого-то времени руководитель примет определенные шаги для того, чтобы наладить работу. Вместо этого в течение первого полугодия мы получили, абсолютно, разрушенную структуру. Если вы об этом не знали, то, к сожалению, до вас не доводилась эта информация вашим предыдущим руководством.
Я могу назвать цифры, мы предоставили информацию вам, она может быть в доступе, если кому-то очень интересно. Но могу вам сказать, что за 2011 год бухгалтерии не велось в организации. Новый бухгалтер, который пришел в начале 2012 года был вынужден восстанавливать всю первичную бухгалтерию целиком и полностью и разбираться во всех документах.
Были заявлены очень многие платежи, которые не могли быть исполнены. И на первое полугодие 2012 года у нас был долг, у этой организации и у нас, как у учредителя, был долг перед налоговой инспекцией в размере 1 миллион 657 тысяч рублей. У нас был долг по Арбитражному суду,  благодаря которому, который велся спустя рукава предыдущим руководством, и расчетный счет был заблокирован решением Арбитражного суда города Москвы.
У нас было нецелевое расходование бюджетных и внебюджетных средств на общую сумму, сейчас я вам скажу какую. Надежда, помогите, пожалуйста. Общая сумма у нас была расходования бюджетных средств на внебюджетные цели, что является нецелевым использованием, на 1 миллион 50 тысяч рублей. И были еще долги, не выплаченные перед Российским авторским обществом. Были не выплачены долги по определенным обязательствам, был суд о непоставках и так далее.
Со всеми этими вопросами предыдущий руководитель справиться самостоятельно не мог. Помощь он ни от кого не брал. Он взял нового бухгалтера, которому не помогал разбираться в этой ситуации. При этом все проекты, которые затевались, в том числе и фестиваль летний, и гастроли, которые затевались, они были финансово не обоснованы, к сожалению. При этом деятельность в Москве велась не на том уровне, который был прописан в государственном задании.
Поэтому учредитель имеет право в этой ситуации поменять руководителя организации для того, чтобы наладить жизнь в этой организации в соответствии с теми документами, которые подписаны между организацией и Департаментом культуры.
Что касается профессиональной подготовки Тупысевой Елены Михайловны, могу вам сказать, что имея юридическое образование первое, она получила второе образование в государственной академии, это Российская академия театрального искусства на продюсерском факультете. Поэтому я в этом проблем на самом деле не вижу. Мы назначили руководителя в соответствии с его образованием. Она руководитель и пришла работать руководителем. Мы ее назначили к вам не хореографом, а руководителем организации…

Голос из зала:
(говорит без микрофона)  

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы  ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:
У вас по уставу такое название первого лица. Первое лицо является, может называться художественным руководителем, директором, как угодно, это первое лицо, которое несет ответственность финансовую, юридическую, административную полностью.

Голос из зала:
(говорит без микрофона)  

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы  ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:
Профессиональную? Она профессиональный человек, являющийся руководителем государственного учреждения культуры.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Теперь я хотел бы выслушать Тупысеву, выслушать ее мнение, постольку поскольку вот сейчас тоже для нас, мы не знали, скажем так, структуры, не знали должностных обязанностей. Вот ведь основной вопрос сейчас не столько, хотя есть претензии, мы ее слышали, есть и организационная, о том, что на сегодняшний момент, скажем так, наш традиционно классический балет не имеет реализации в том виде, в каком он был раньше.
Да, пожалуйста, Вам можно.

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:  
Простите, я сделаю одно добавление.
Когда учреждался "Русский балет Москва", он учреждался по документам, распоряжению Правительства Москвы  в целях развития современных направлений танца, не классического танца, а современного танца.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Хорошо, тоже будем это иметь в виду тогда.
Но вот все-таки на сегодняшний день существовала труппа. Вот она значительно поредела. Хочется узнать у Вас, как Вы видите дальнейшее продолжение работы…
Не перебивайте, пожалуйста.
Как Вы видите продолжение работы, участие вот той труппы, которая на сегодняшний день существует, то есть видите ли Вы в продолжение этой работы все-таки работу классического балета или вы считаете, что принципиально этот балет себя исчерпал?

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:
Я отвечу.
У нас одним из условий, когда мы назначали нового руководителя, было сохранение того статус-кво, который есть в организации, то есть сохранение и труппы классического балета, и труппы современного танца.
Необходимо было выравнять перекос в репертуарном плане, который был на первое полугодие 2012 года довольно существенным. Классический репертуар игрался из расчета 10-12 наименований, современный репертуар действующий был там 2-3 наименования по итогам отчетности, которая нам была предоставлена предыдущим руководством.
Поэтому задача была одновременно нагрузить и одну, и другую труппу, привести в соответствие репертуар и развивать репертуар как классического танца, так и современного танца.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Ну, теперь мы хотели бы услышать как у художественного руководителя, у генерального директора Тупысевой,  что она видит и как она представляет дальнейшую работу и развитие данной труппы.

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет мА" ТУПЫСЕВА Е.М.:
Меня зовут Елена Михайловна Тупысева, я художественный руководитель "Театра Русский камерный балет Москва" с конца июня 2012 года.
В театре работает две труппы: классического танца и современного танца.
Что касается... вот немножко комментария, по поводу репетиционной базы, труппа классического танца репетировала на метро "Рижская", труппа современного танца репетировала на метро "Пролетарская". Я видела в этом крайнее неудобство, что у труппы есть один заведующий труппы, а труппа разделена на два совершенно разных адреса Москвы. Поэтому с конца августа, с начала сентября две труппы переехали в другие помещения, где есть возможность управлять труппой проще, составлять расписание и так далее.
В труппе современного танца на мой приход было 22 человека, сейчас ... Да, срочные трудовые контракты вся труппа – и классическая, и современная – была оформлена на срочные трудовые контракты до моего прихода, то есть прежнее руководство труппу перевела на срочный трудовой контракт. И на мой приход у всей труппы заканчивались контракты 31 августа 2012 года. На общем собрании мною было предложено, что труппе будут предложены контракты на 4 месяца до 31 декабря 2012 года с целью, чтобы я смогла посмотреть на труппу и труппа могла посмотреть на меня, чтобы мы могли ближе познакомиться с тем, чтобы уже с января 2013 года я имела возможность заключить со всеми трудовые договоры до августа 2014 года, это тот срок, когда у меня, как у художественного руководителя, заканчивается трудовой договор с Департаментом культуры, соответственно, так, чтобы новый руководитель если будет назначен, смог бы пригласить в труппу новых людей и не было бы с этим проблем.
В современной труппе работало 22 человека. Сейчас, с января месяца заключены договоры с 14 артистами, поскольку для современного танца 22 человека по международному опыту и по российскому опыту 22 человека в современном танце – это большое количество людей, спектакли, как правило, рассчитаны на 8-12 человек, это специфика современного танца. Поэтому сейчас из прежнего состава в современной труппе работает 11 человек и 3 человека приняты новых.
Что касается классической труппы. На мой приход работало в театре 44 человека. На 1 января 2013 года из ... 20 артистам предложены новые трудовые контракты, трудовые договоры из прежнего состава и сейчас принято на работу 12 новых артистов. Соответственно, сейчас в классической труппе 32 человека. В планах на ближайшее полугодие принять на работу еще порядка 10-15 человек, чтобы труппа была порядка 45 человек классическая.
В настоящее время из тех, кто вновь принят на работу с 1 января 2013 года и в ближайшее время среди артистов есть, например, Виктория Трупоскиади – лауреат международных конкурсов,  Евгений Трупоскиади, бывший солист музыкального театра Станиславского и Немировича ...
Что, что?

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Вы потом в выступлении скажите.

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет мА" ТУПЫСЕВА Е.М.:
Но у меня есть список артистов, которые сейчас работают в театре...

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Вы говорите, говорите, мы вас слушаем...

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет мА" ТУПЫСЕВА Е.М.:
Да... и так далее. То есть есть список артистов, их должности, их звания, кто сейчас работает в труппе.
Что касается репертуара. Да, действительно в классическом репертуаре было оставлено 3 спектакля: "Жизель" и два спектакля детских, поставленных Генрихом Александровичем Майоровым "Белоснежка и сем гномов" и "Чиполлино".
С этого года мы планируем выпустить 4 новых постановки на классическую труппу, в том числе дал согласие работать с нами Владимир Викторович Васильев – Россия, Пол Михиа – США, Кирилл Симонов – лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" и Надежда Следакова - солистка берлинского театра, солистка, работающая с Владимиром Малаховым, которая у нас будет работать в труппе осенью этого года.
Что касается современной труппы, здесь тоже будет соблюден баланс между российскими хореографами и зарубежными хореографами. В этом году тоже планируется 4 новых постановки: это Гай Вайсман – Нидерланды, сейчас он номинирован на "Золотую маску" за работу, сделанную год назад в Москве; Иван Перес – солист нидерландского театра танца Инжекиляна, Иван Перес; ... Абадья – лауреат "Золотой маски" 2002 года, Франция.  И сейчас еще выпускается новая работа на подростковую аудиторию молодого хореографии Александр Андреяшкина.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Спасибо.
Ну, в общем, я так понимаю, что с современным балетом у нас сейчас такое как бы стремительное и интересное развитие. И не случайно здесь фигурируют зарубежные имена, постольку поскольку, конечно,  нам до современного, скажем, международного балета, видимо, еще долго идти.
Ну, а все-таки почему было сохранено только несколько классических постановок балета? Вот мне бы хотелось, чтобы здесь кто-то из специалистов мог высказаться, Что, это уже был такой плохой уровень, не представляющий интерес ни нашей публике, ни зарубежной, что нужно было эти балетные постановки убрать? Вот причина того, что осталось практически три постановки?
Мне бы хотелось, чтобы... вот здесь у нас есть... и вы скажите по этому поводу...

Выступающая не представилась:
Да, конечно.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
... и я бы хотел, чтобы... вот у нас тут и профессура есть, и так далее, вот вы как раз вопрос хотели задать тоже, может быть,  по этому поводу...

Голос из зала:
(без микрофона) ... Вопрос ...

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Понял. Хорошо. Спасибо.
Видите, я правильно дал возможность вам послушать. Хорошо.
Поэтому вот на этот вопрос, постольку поскольку он звучит в обращении, мне хотелось бы все-таки, чтобы мы поговорили о классическом балете, почему сняты эти постановки, почему известные имена ушли? Вот по этому поводу скажите, пожалуйста, потому что в данной ситуации это волнует в первую очередь.

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет мА" ТУПЫСЕВА Е.М.:
Да. Ну, поскольку...
В репертуаре театра находились такие постановки как "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Жизель", "Лебединое озеро". Это такие крупнейшие балеты.
Что касается "Щелкунчика", я забыла отметить, что в прошлом году, в декабре месяце мы играли этот спектакль уже при моем назначении, и в некоторых спектаклях, в каких-то спектаклях, я считаю, что качество исполнения было, в общем-то, не на уровне, с другой стороны,  материальная база театра, костюмы, декорации в каких-то из спектаклей были, ну, уже не удовлетворяли тем задачам, которые у нас есть.
Поэтому, конечно же, мы будем восстанавливать балеты, как например, "Жизель", но уже с новыми костюмами, с новой декорацией с тем, чтобы мы были конкурентны в Москве. Мы второй театр после театра Станиславского и Немировича-Данченко, которые московского подчинения. Я считаю, что создавать конкуренцию такому театру можно только качественными спектаклями. И конечно же, есть в классическом балете не такие крупные балеты, тем более что мы не имеем своей сцены, как, скажем, театр Станиславского и Немировича-Данченко. Мы должны, но мы не имеем возможности выпускать достойно и качественно такие крупномасштабные балеты 19 века, которые требуют определенной сцены в том числе.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Скажите, пожалуйста, вот тоже очень важный такой вопрос, вот для тех, кто еще не задавал, сейчас вот пытаемся войти в ситуацию, которая возникла. Ну, вот Наталья Михайловна, она ведь, насколько я понимаю, она вот обладает такими титулами и мастерством и так далее. Вот как вы в дальнейшем видите возможность в своем репертуаре, будущих или возвращение каких-то, возможно, предыдущих спектаклей. Как вы видите вот участие ее, Елизаветы Сергеевны, которые являлись и пока, насколько я понимаю, являются как бы центром балета, классического балета вот в данном театре.

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет Москва" ТУПЫСЕВА Е.М.:
В настоящее время Наталья Михайловна и Елизавета не работают в нашем театре, им не был предложен контракт с 1 января 2013 года, в нашем театре работают другие педагоги – это Светлана Цой – солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко, это Валерий Козлов тоже бывший солист театра Станиславского и Немировича-Данченко. Работает Светлана Краснова педагогом-репетитором. И Валерий Храпов. Ну, то есть все достойные педагоги, которые… Я могу, кстати, передать слово нашему зав. труппой Константину Сергеевичу Матвееву, который является заслуженным артистом России. В прошлом солист Кремлевского балета. На чью работу я опираюсь и я человек команды, и для нас это в театре второй человек, который занимается…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
…учитывая, что он сейчас является по существу и зав. труппой, это практически художественный руководитель, я так понимаю. Нет? А кто художественный руководитель?

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет Москва" ТУПЫСЕВА Е.М.:
Я художественный руководитель, но …

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Нет, я имею в виду не по как бы названию, а кто осуществляет художественное руководство, замыслы. Все Вы?

Художественный руководитель "Театра Русский камерный балет Москва" ТУПЫСЕВА Е.М.:
Нет, в том числе мы работаем в команде с Константином Матвеевым.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Ну, тогда два слова скажите.

Заведующий труппой "Театра Русский камерный балет Москва" МАТВЕЕВ К.С.:
Добрый день. Заслуженный артист России, награжден Медалью 850-летия Москвы, грамотой Управления делами Президента, являлся ведущим танцовщиком, партнер Екатерины Сергеевны Максимовой, мы с ней танцевали "Золушку", партнер Семизоровой, партнер Семеняки, то есть я с ними работал, кое-какой опыт у меня все-таки есть.
По поводу того, что меня увольняли, меня ни разу ниоткуда не уволили. У меня есть трудовая книжка, в которой четко указано все о моей трудовой деятельности.
Хотел бы просто сказать по поводу классической труппы. Здесь много балетных профессионалов, они прекрасно знают, насколько тяжело сейчас найти хороших танцовщиков, людей, на которых можно опереться, которые владеют техникой, владеют самим искусством танца, очень тяжело. Я думаю, что если бы в любую труппу приходили хорошие танцовщики, руководители этих трупп были бы очень рады. Так вот, после… У нас в последнее время в нашу труппу пришло уже 13 человек. Многие из них, где-то 80 процентов, это люди или являлись ведущими танцовщиками в своих театрах, причем это театр, Детский музыкальный театр, театр Станиславского, Театр классического балета, ребята все молодые, ребята технически грамотные. Вы знаете, вот сейчас, когда смотрю на труппу, могу этим гордиться, тем, что у нас сейчас происходит. Причем это буквально, просто Наталья Михайловна, наверное, не в курсе, это все произошло с 1 января. Вы, к сожалению, не были после 1 января у нас, поэтому…

Заведующий труппой "Театра Русский камерный балет Москва" МАТВЕЕВ К.С.:
Да. Ну, можно я про труппу.
Опять же 60 человек – это немножко преувеличено было по поводу труппы. 44 человека было в труппе. Причем я могу сказать, что очень многие из этих людей были фиктивно в труппе. Понимаете. То есть на бумаге можно писать одно, а реальность у нас совершенно была другая. А фамилия, Тропускиади (?) у нее фамилия мужа, Смирнова у нее фамилия. Наверное, многие знают Сергея Захарова, наверное, он, например, имеет звание, орден тоже, который присуждается структурами Президента "Молодое дарование России" в 2007 году.

Выступающий не представился:
(Микрофон не включен).
Сергей Захаров 4 дня назад уволился из театра классического балета за …(не слышно) поведение.

Заведующий труппой "Театра Русский камерный балет Москва" МАТВЕЕВ К.С.:
Да, и три дня назад… Простите, а можно я как-то буду говорить.

Выступающая не представилась:
(Микрофон не включен).

Заведующий труппой "Театра Русский камерный балет Москва" МАТВЕЕВ К.С.:
Вы знаете, какие-то только непонятные слухи и какие-то… а я говорю то, что есть на самом деле, я говорю то, что можно доказать на бумаге, а не просто у кого-то было какое-то поведение и так далее. У нас он ведет себя прекрасно, он ходит на работу, он учит у нас новый репертуар и не только он. В настоящий момент, в настоящий… труппа уже… значит, если на 1 марта у нас было 32 человека, сейчас у нас уже 35 человек классическая труппа и я надеюсь, что в ближайшее время мы ведем переговоры, открою секрет небольшой, ведем переговоры с несколькими ведущими танцовщиками других театров. То есть это все дело времени, дело, буквально, 1-2 недель. И наша труппа… численность нашей труппы классической перевалит за 40 человек.
Если для вас что-то значит мнение Владимира Викторовича Васильева, известного танцовщика, я думаю не менее великого, чем те, кто присутствует здесь сейчас, на прошлой неделе по моему приглашению он пришел к нам в театр. Я просто пригласил его, чтобы он посмотрел и оценил работу, нашу работу в том смысле, что возможно ли вообще вот эту труппу,  ее существование и так далее. Владимир Викторович Васильев сначала не очень охотно на самом деле хотел это делать, потому что у него была память немножко другая о балете "Москва", но все-таки приехал, потому что я танцевал с его покойной супругой.
Он приехал и вы знаете, для меня были очень важные слова, которые он сказал всей труппе. Он сказал, что с вами работать можно. Вы прекрасный коллектив. Я удивлен то, что я здесь увидел, и предложил свою постановку. Он предложил ставить, причем не просто переносить какую-то свою старую постановку, которая у него уже была, а именно он будет ставить. То есть мы сейчас ведем с ним переговоры об июне, июле, потому что 15 июля мы уходим в отпуск, он, к сожалению, очень занятый человек, мы с ним ведем переговоры о том, что он будет ставить. Я думаю, что авторитет этого человека, он непререкаем.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Хорошо. Спасибо.
Я бы хотел попросить все-таки профессуру. Мы так вот не совсем такие мастера в фуэте и так далее. Поэтому мы только вот нравится, не нравится, любишь, не любишь. Поэтому Юрий Петрович, выскажетесь, пожалуйста.

Профессор Московской государственной академии хореографии, заслуженный артист России, экс художественный руководитель Большого театра БУРЛАКА Ю.П.:Юрий Петрович Бурлака. Я – профессор Московской государственной академии хореографии и экс-директор Большого театра и балетмейстер, который занимается вот нашим наследием как раз русским и упомянутый Мариусом Ивановичем Петипа, который, к сожалению, сейчас не идет в русском камерном балете "Москва".
Немножко о другом.  Вот я, как профессор. Дело в том, что многие актеры этого театра, наверное, бывшие и вот одна девочка из настоящей труппы, они у меня… проходили через меня, они у меня учились. Я преподаю предмет "классическое наследие", который занимается как раз вот всеми старыми балетами нашей базы, нашей основой, которая является основой любой классической труппы, если она называется классической труппой.
Уровень этих людей был очень профессиональный  и я ими очень доволен. Я, естественно, посещал в силу своей профессиональной деятельности и в силу своего интереса многочисленные спектакли русского камерного балета "Москва". Я не могу сказать, что эти спектакли мне не нравились, эти версии, которые были представлены, мне не нравились и тот уровень, который был, он был вполне достойный. В любом случае в нашем деле нет предела совершенству и этот процесс неизбежен для любой труппы как для Большого театра, так и для русского камерного балета "Москва", но уровень тех людей, которые у меня учились, и  уровень труппы, который был, он был профессиональный.
Мне, допустим, как балетмейстеру, который занимается вот нашей основой и балетами Мариуса Петипа, хочется сказать что, что в любом случае классический балет – это основа любого театра. Это марка нашей страны, это те балеты, которые хотят видеть от нашей страны по всему миру. К сожалению, в области современного балета нам еще далеко до этого. И без этой основы, без этих спектаклей невозможно любое развитие. Это любое развитие нашей истории, истории балета, оно связано с такими периодами. Пытались много раз эти балеты задвигать, не пускать не давать. Они все равно выжили, они все равно продолжают жить и все равно это
остается основой балетного искусства в нашей стране. Так что мне очень жаль, что те спектакли, которые перестали идти в этой труппе, хочется надеяться, что они все-таки будут идти. Потому что это основа любого театра профессионального, балетного театра. И хочется верить, что профессиональные артисты займут свое профессиональное, достойное место в этом театре.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Хорошо. Спасибо.
Сергей Александрович, Вы тянули руку. Усанов – первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств России.

Первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств России УСАНОВ С.А.:
Я еще генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов. То есть все ведущие балетные конкурсы мира …(непонятно) Федерации. Я имею честь возглавлять ее так. Генеральный директор, а президент Юрий Николаевич Григорович и Союза тоже.
Что мне хотелось сказать. Вы знаете, вот я слушаю, мне приходит на ум басня Крылова, что беда коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Когда назначают художественного руководителя, человека, окончившего нефтяной институт, тут все сразу становится ясно. Знаете, это не беда тупость… не вина, вернее, тупость, а ее беда, что ее посадили не в свои сани. А вина тех, кто ее назначал. Что был объявлен конкурс на замещение вакантной должности? Надо было бы провести конкурс, полно людей компетентных в хореографическом плане, знающих балет и современный, и классический тем более, и выбрать нормального художественного руководителя. А то, что вы начали говорить, что там организационные вопросы, вы же ее не директором назначили, а художественным руководителем. Это совершенно разные вещи. Художественный руководитель – это человек, отвечающий, в первую очередь, извините, за творческий процесс. А какой творческий процесс? Я знаю, что практически все спектакли сняты. На второе полугодие ни одного классического спектакля нет. И всего-то 2 или 3 спектакля вот это самые, так называемые, "Времена года", который специалисты сказали, что это кошмар. Я могу сказать только слова главного редактора балета Уральской. Она мне позвонила и сказала, Сергей Александрович, это кошмар. Я говорит, хотела уйти, но мне неудобно было через публику вылезать и уходить демонстративно. И также далее.
Теперь …(непонятно) там принимают новых артистов и все. Конкурс объявляется? Или по мнению господина Матвеева это все происходит. По симпатиям и знакомых любительских принимают. Так что…

Первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств России УСАНОВ С.А.:
Теперь ссылаются на Васильева. Он пришел, насколько мне известно, в самый конец, практически, ничего не видел, пошептался, сказал замечательная труппа и ушел. Все занятие не видел. Пришел к концу. Определил, что великолепная труппа и ушел. Это понятно для чего было сделано.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Уважаемые коллеги, я рад, что у нас достаточно обстоятельный разговор. Видимо, мы не очень подрассчитали, у нас ограниченное время и там… да, да, да, мы дадим сказать, единственная просьба в этом смысле как бы покороче высказываться, высказывать свою позицию. Позиция Ваша ясна.

Первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств России УСАНОВ С.А.:
Я хочу сказать, что в принципе, конечно, поначалу был бы вроде положительный шаг предпринят Департаментом культуры по Москве, что сменили Басенок, потому что он  тоже был полупрофессионал, можно сказать. Но
Но получилось, что сменили шило на мыло.
Теперь в отношении классического репертуара. То, что вы говорите, вначале в уставе был записано, что это для современного танца создано, ну а что же департамент 20 с лишним лет молчал по этому поводу. Создавался репертуар, собиралась классическая труппа, которая, как говорится, делала, гастролировала, ездила, имела успех. В Севастополь постоянно ездили, там замечательно выступали. Все было нормально. Теперь вдруг сразу схватились и надо отмести весь классический репертуар и перевести все на современные рельсы.
Надо делать то, что у нас хорошо. А то, в чем мы отстаем от Запада, вообще, это имеет место быть, безусловно, современная хореография, но не надо уничтожать то, в чем мы сильны. В чем нам Запад завидует. Сейчас импресарио плачутся западные, что публика уже голосует ногами, не идет на современную хореографию, с трудом набирают ползала, с трудом. Сейчас у меня в Майнце был концерт лауреат Международного конкурса, я ему сделал международную программу, они категорически сказали: ни одного современного номера, только классику. И потом мне городские руководители сказали, что спасибо, что вы привезли действительно настоящее искусство. Но как сопротивлялся местный театр современной хореографии. Все делали для того, чтобы этого не было.
Вот вам результат того, что уже западную публику перекормили современной хореографией.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Спасибо. Ваша позиция ясна.
Пожалуйста, профсоюзы. Очень коротко.

Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры ФОМИНА Л.С.:
Что меня сейчас очень  настораживает. Вот посмотрите, что происходит. Значит, в начале Департамент культуры увольняет по 278 статье без объяснения причин руководителя, после этого уничтожается коллектив. Это очень страшно, на мой взгляд. Понимаете, когда… раньше, когда учреждения
культуры финансировались по остаточному принципу, они крутились как могли, выживали. Сейчас, когда, как нам говорят, финансирование на эти учреждения культуры увеличилось, начинается уничтожение. Если нужно нам это было направление современное или как-то, почему не могли создать новое какое-то учреждение культуры и не позволили остаться тому камерному балету, который, как я понимаю, многие любители балета любят и смотрят. Зачем надо было уничтожать одно учреждение культуры вместо другого? Это какая-то целенаправленная, на мой взгляд, политика Департамента культуры по уничтожению культурного пространства Москвы. На мой взгляд, это очень страшно. Посмотрите, что произошло с Гоголем. Там тоже вначале был уволен Яшин. Яшин был уволен тоже за многочисленные нарушения … вот у меня есть отчет Счетной палаты Москвы, где написано, что никаких нарушений…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
У меня к Вам просьба, давайте говорить по сегодняшнему дню.

Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры ФОМИНА Л.С.:
Да, да. Я к тому же. Значит, нет никаких нарушений, но их уволили. То же самое… Я не знаю, Батина, я не знаю, что там было с его политикой и там и финансовой, и остальной. То есть сейчас нам опять же на словах говорят, что было много нарушений. Где документы? Почему, если человек много нарушает, я второй задаю этот вопрос, почему, если человек нарушает законы России, почему его увольняют по какой-то немыслимой статье, которая вызывает у меня тоже непонимание. Ведь на сегодняшний день Департамент культуры может уволить любого руководителя без объяснения причин и следом последуют другие учреждения культуры. Понимаете. Там сейчас идет проверка всех учреждений. И по итогам этой проверки будут другие последователи. Вот что меня очень беспокоит.
И еще такой момент. Вы посмотрите, ведь на руководящие должности сейчас назначаются люди, которые, я не знаю, как это сказать, приближены, участвуют вот в этой "Золотой маске" в основном. Понимаете, все отдается на откуп этой "Золотой маски". Практически там везде вот госпожа Тупысева тоже "Золотая маска". Серебрянников, хотя у него винзавод и МХАТ, он мог ставить. То есть…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
У нас мало времени, почетче высказывайтесь.

Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры ФОМИНА Л.С.:
Значит, я очень прошу, значит, во избежание такого уничтожения культуры учреждений, я прошу, может быть, создать какую-то можно экспертную комиссию, чтобы, во-первых, остановить такое бессмысленное уничтожение учреждений культуры на сегодняшний момент, больше не позволять Департаменту культуры это делать.
И второе. Назначить какую-то, если это возможно законом, какую-то комиссию при Московской городской Думе, при Собянине, я не знаю, при ком. Кому еще кричать и что нам нужно делать?
Уже люди устали, ведь…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Понятно. Спасибо.

Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры ФОМИНА Л.С.:
Пожалуйста.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Я единственное, что могу сказать, потому что тему Вы подняли очень большую, и, естественно, мы будем заниматься.
Просто по поводу Яшина я могу сказать следующее. Если я прав, я никогда не уйду просто так. Яшин мой давний друг, и если Вы хотите, чтобы это было официально сказано, может быть, тогда это для него тюрьма будет.

Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры ФОМИНА Л.С.:
Контрольно-счетная комиссия не нашла никаких нарушений.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Еще раз, поэтому это отдельный разговор, и мы по этому поводу давайте соберемся отдельно. Назначим время именно для подробного отчета, на каких условиях был там этот уволен, этот… Давайте посмотрим материалы, заслушаем их и так далее.

Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры ФОМИНА Л.С.:
Давайте.

Выступающий не представился:
Я хочу сказать, я прошу прощения, вот Майоров сидит – замечательный хореограф, один из лучших у нас в стране. Уволен…

Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель Бурятской АССР, профессор МАЙОРОВ Г.А.:
(говорит без микрофона)
Нет-нет-нет, работаю…

Выступающий не представился:
Работаете? А-а…

Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель Бурятской АССР, профессор МАЙОРОВ Г.А.:
(говорит без микрофона)
Пока договор специальный…

Смех в зале.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Вы слышали - у него специальный договор.

Выступающий не представился:
Да-да-да…

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Я бы хотел два слова дать, у нас, к сожалению, не так много времени, Гордееву.
Вообще, ряд услышать буду его. Уже забыл, как у него голос звучит, только помню, как он двигался в свое время замечательно.

Депутат Московской областной Думы, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор, народный артист СССР ГОРДЕЕВ В.М.:
Да, спасибо большое. Гордеев – художественный руководитель театра "Русский балет", не камерный, а без камерного – "Русский балет". Ну, можно сказать, практик и тоже художественный руководитель.
Вы знаете, когда происходят у нас в стране рейдерские захваты, то ведь никто не говорит, что потом было плохо. Просто идет смена собственника.
Понимаете, вот захотели сменить собственника этого театра. Поставили своего человека, и будут теперь делать свои дела. Хорошие дела? – это мы потом посмотрим. Наверное, хорошие, а может быть, и нет. Но кто сейчас может дать оценку этому, потому что дело только в самом начале.
Но что бы мне хотелось сказать. Вот,  знаете, есть проторенные дорожки. Когда денег нет, то, значит, берут людей, которые могут поднять дело, не давая им ничего, только возможность что-то делать. Возможность, не финансовой поддержки, ничего. Благодаря их творческому какому-то потенциалу, возможностям, знакомствам, начинают люди поднимать в данном случае театр. Я сейчас про Басина не говорю, я просто говорю вообще по ситуации.
И вот если мы раньше жили в век рекламы, то есть, например, человек известный приходит, с кем-то разговаривает, у нас Николай Николаевич приходил в свое время в Министерство культуры Советского Союза и пытался что-то сделать. Ну вот, принял, потому что я – народный артист тоже СССР.
А вот если нет у человека возможностей, его никто не принимает, ну зачем его назначать на главного человека в театре? А сейчас-то ситуация изменилась. Если раньше мы жили в век рекламы, ну, в смысле, человек известный, медийный, да, то сейчас мы живем в век денег. Вы понимаете, вот сейчас будет, например, город давать хорошие деньги на этот театр. Но их же надо освоить, и поэтому возникают проекты по поводу приглашения иностранных хореографов.
У нас своих, что ли, не хватает? Мы приглашаем все время этих…

Голос из зала:
(говорит без микрофона)

Депутат Московской областной Думы, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор, народный артист СССР ГОРДЕЕВ В.М.:
Нет-нет-нет, мы приглашаем футболистов, платим бешеные деньги. Вы понимаете, в чем дело, мы так никогда не поднимем свой спорт, так мы и не поднимем свой балет.
Теперь, что касается, вообще, делопроизводства, скажем так. Вы знаете, есть такое хорошее слово "традиция", мы о нем как-то забыли.
Театр существует – сколько? – 20 лет уже.
20 с лишним лет. Уже есть определенные традиции. Есть люди, которые делали, создавали эти традиции, делали этот театр. И им надо, вы знаете, кланяться время от времени, а не взять вот так вот и росчерком пера убрать.
Да мало ли, кто с кем танцевал? Вы понимаете, важно, что человек сделал по жизни.
Вы знаете, например, создавать классический репертуар очень тяжело. Я сейчас не буду говорить о современном, я, вообще, очень трепетно отношусь к классике и очень негативно отношусь к современному балету. Я вам скажу, почему, потому что современный балет могут создавать люди, которые ему никогда не учились, балету классическому.  И так часто и бывает у нас в истории и в практике, вот сейчас уже просто приглашают людей с улицы.
У него индивидуальность, понимаете, он медитирует – это балет. Ну, понимаете, все можно. У нас сейчас такая пресса. Вот Вы сейчас там начали листочки искать, а я просто знаю, заплатив определенные деньги, можно напечатать о себе гениальную статью.
А самое главное, вот я сейчас сижу за столом напротив, да, вы знаете, мы здесь какие-то старые перечники с этой стороны собрались.

Смех в зале.

Депутат Московской областной Думы, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор, народный артист СССР ГОРДЕЕВ В.М.:
Понимаете, а с той стороны молодежь резвая такая, молодые реформаторы. Вот они хотят что-то сделать  - наверное, это правильно, наверное, у них энергии побольше. А главное - возможностей жизненных побольше. У них жизнь впереди, и более длинная.
Но, вы  знаете, что меня расстраивает? Что вы не учитесь. Вот вы сейчас сидите и улыбаетесь такой улыбочкой, вы знаете, ну, просто смотрите на нас, действительно, как на атавизм какой-то. Ну, поговорили там чего-то…
Да мы создавали искусство-то, понимаете, в частности, и искусство классического балета. И, знаете, я руководил в Большом театре балетом, тоже был художественным руководителем, вот Юрий Петрович после меня был. А я, когда после Юрия Николаевича пришел, совершенно был другой театр. Но я сохранил все, потому что есть такое понятие "традиции". Традиции надо сохранять.
Давайте сейчас выгоним… Вот есть, вот сидит Небесная, она танцует этот репертуар. Зачем нам искать сейчас кого-то нового? Лучше? Трудно найти, правильно было сказано зав.балетом. Сейчас с кадрами проблема большая. Почему надо выгонять тогда хороших? Потому что они не согласны с определенной политикой нового руководства?
Да, вообще, у нас, вы меня извините, профсоюзы наши, вот вы, понимаете, вы почему-то говорите уже постфактум. А надо было заняться этой темой, когда она только начиналась, она еще не дозрела до своего вот этого выхода.
По увольнениям всем. Вы понимаете, в чем дело, вот как можно увольнять людей… Вы знаете, у меня тоже государственный театр. Он в области находится, я не увольняю просто так, я не разгоняю просто так. Я, наоборот, собираю. Если увольняю за дисциплину – правильно, но за это, извините, если человек… У меня таких просто сейчас в театре, кто пьет. Но по другим…
Понимаете, если ты берешь человека на работу, ты за него отвечаешь, ты должен за него отвечать, потому что ты его взял, значит, тебя устраивает его профессиональные возможности.
Теперь… по-быстрому… Что касается художественного руководства. Конечно, художественным руководителем должен быть профессионал. Директор – это другое дело. Менеджмент, вы  знаете, делопроизводство – да все правильно, но это пускай сидит в кабинете и занимается. А когда ты смотришь на артиста, ты должен с первого взгляда понять, он нужен тебе или нет - вот это художественный руководитель. А все остальное – это лирика, вы знаете, это разговоры для тех, кто вообще в искусстве ничего не понимает.
Теперь… Вы знаете, когда создается, я начал говорить – все, последняя тема. Когда создается классический спектакль, там очень много составляющих, да. И, естественно, там Департаментом культуры были вложены определенные деньги, потому что это дорогостоящее предприятие, да. Вот так вот взять разогнать и убрать из репертуара, это просто, вы знаете, за это надо судить, за это надо сажать.  Почему? Потому что вложены большие деньги, и не только в исполнителей, которых убрали, но еще и в организацию всего дела, это я не знаю, в данном случае фонограмму, наверное, костюмы, декорации…

Голос из зала:
(говорит без микрофона)

Депутат Московской областной Думы, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор, народный артист СССР ГОРДЕЕВ В.М.:
Ну, все-все. Это денег стоит. И потом все классические спектакли стоят намного дороже, хотя сейчас новую форму нашли, новый ручеек открыли, как бы, в другую сторону. Современным балетмейстерам такие деньги платят, которых они не стоят вместе со своими родителями.
Поэтому, вы знаете, я хотел бы выступить сейчас в конце за сохранение традиций, которых у нас осталось в балете не так много. И одна из них – это традиция классического танца. А все остальное – это прилипнет по жизни, прилипнет столько всего, вам еще надо будет это все отдирать, потому что это такие присоски.
Так что, Вы знаете… и потом, Вы знаете, если Вы не профессионал, о чем Вы сказали открыто, Вы, наверное, должны были собрать людей, профессиональных людей, которые  занимаются этим, может быть, даже всю жизнь.
У меня был случай очень интересный. Когда мне из театра Станиславского Филина назначили – хороший танцовщик, энергичный молодой человек, который сейчас уже в Большом театре. Ну, Вы знаете всю эту трагедию, которая произошла.
Он пришел  в театр, в театр Станиславского, подведомственный Вам, кстати, театр. Он пришел, и мне звонят Дроздова с Тедеевым и говорят: Слава, помоги, ну, понимаешь, просто выживают из театра.
Дроздова и Тедеев – это могикане этого театра, их трогать нельзя. Я уж не говорю про все остальное.
Я пришел, Сереже сказал: Сереж, ты думаешь, что делаешь-то? Молодой, горячий, я понимаю, что тебе хочется своих людей привести на это место. Может быть, оно немножко подороже стоит. И все, человек понял.
Понимаете, научитесь понимать, не только слушать себя, но и понимать других.
Спасибо большое.

Аплодисменты в зале.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Вы знаете, я вот думаю, что понятно, что сегодняшним одним разговором эту тему мы не закроем, понятно. Я даже думаю, что Вы хотели сейчас отвечать… Давайте мы сегодня не будем здесь пытаться ответить на все вопросы. Сегодня важно, вот правильно сказал Слава, надо услышать друг друга.
Вот давайте мы сейчас услышим, мои коллеги-депутаты выскажутся, потому что у нас реально, ну, Вам, конечно, пару минут мы дадим сказать. Но я хотел бы…
Хорошо, тогда Вы сейчас выскажетесь.  И, мои коллеги, давайте не будем подытоживать сегодняшний разговор, а просто выскажемся еще раз на эту тему, и я думаю, что мы назначим еще в дальнейшем еще данное обсуждение. Просто так получилось, что там еще второй вопрос. Нельзя такие серьезные вопросы один за другим ставить, ребята. Я вам много раз об этом говорил.
Сложнейший вопрос, понимаете, и высокого искусства, и судеб людей, и перспектив развития с учетом такого количества…
Пожалуйста.

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:  
Я просто хочу откорректировать  какие-то высказывания.
Во-первых, собственник у организации не менялся. Собственником как являлся Правительство Москвы, так и является. Департамент имущества, который предоставляет материально-техническую базу, и Департамент культуры, который обеспечивает творческую деятельность.
Организация не уничтожена. Организация сохранена. Я прошу на это тоже обратить внимание, в наших сложных условиях. Дополнительного финансирования на 2013 год не предусмотрено, остается в рамках того финансирования, которое было в 2011 и 2012, с процентным повышением согласно бюджету Правительства Москвы. Никакого кардинального изменения финансирования этой организации нет.
Более того, коллектив не уничтожен. Больше 50 процентов коллектива продолжают работать. Мы тоже должны это понимать.
Уровень новых постановок, которые вы сейчас обсуждали, могу сказать со своей стороны, что в отличие от многих других лет нам сейчас начали поступать и творческие отчеты от организации, и пресса, которая пишет про эти спектакли. Поэтому мы оставим у вас в Думе, вы посмотрите тогда и материалы, которые мы предоставили по итогам материалов прошлогодних аудита организации, и по творческим вопросам тоже.
И я хочу сказать, чтобы вы еще раз обратили внимание на те слова, которые сказала Елена Михайловна, именно материально-техническое обеспечение большей части спектаклей классического балета было ниже серьезного уровня, который можно представлять зрителю. Как раз про это и говорили, и костюмы…

Голос из зала:
(говорит без микрофона)  

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:  
Может быть, стыдно было это показывать в том виде, в каком это есть.

Говорят одновременно.

Заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы ШЕРМЕНЕВА Е.Б.:  
Можно я договорю.
Это было сказано Еленой Михайловной, когда она вам объясняла, по каким причинам часть балетов была снята, и по каким причинам часть балетов будет восстанавливаться, и стоит в планах на восстановление.
Поэтому я хочу обратить ваше внимание, что вот некоторые вещи просто нужно определенным образом услышать. Я их еще раз хотела объявить. Спасибо большое.

Выступающая не представилась:
Прежде, чем снять репертуар, Елена Михайловна не видела ни одного балета. Это что, профессиональное отношение?

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Спасибо.
Реплику Вашу мы услышали.
Мне бы хотелось, чтобы, вы знаете, вот не случайно Гордеев сразу вам сказал о том, что, в принципе, очень важно было бы начинать с того, что услышать, может быть, и увидеть, да, вот почему были вынуждены принять такие меры. Оценить вот то, что происходило, и дальнейшие шаги по улучшению и совершенствованию, скажем, тематики, класса, уровня театра.
Вы тогда тоже нам свои соображения по этому поводу передайте. Мы их изучим. И я думаю, что в этом ли еще составе, здесь очень состав у нас интересный, и есть о чем поговорить. Единственное, что я понимаю, что не так легко будет вас оторвать от ваших основных дел. Но, тем не менее, тема, это ведь тема на самом деле не только данного театра, это тема, по-моему, она как бы касающаяся искусства, тем более, такого искусства как балет…
Коллеги мои, депутаты, давайте по несколько слов, потому что…

Депутат ГУБЕНКО Н.Н., городской изб. округ:
Действительно, всего несколько слов.
Вы, чиновники, должны понять, что наша творческая, художественная среда, она совершенно не сродни той, в которой воспитаны вы, в нефти, газа, природа, геолого и прочих институтах. Это уникальная среда, где каждый индивидуум талантливый, он ценен сам по себе. И ранить его очень легко.
Я поддерживаю Сергея Александровича, я знаю, сколько ко мне, как к министру, ходило выдающихся деятелей балета с тем, чтобы сняли Григоровича и поставили его или их. Я этого не сделал. Я понимал, что в Григоровиче, как в уникальном гении балета, сочетается классика, традиция, о которой говорил Гордеев, с новейшими тенденциями, такими как "Спартак" и прочее.
Будьте осторожны, будьте аккуратны, нельзя так стрелять в людей, будь вы государственники, не государственники, вы предпочитаете современное искусство, вы предпочитаете авангард, вы предпочитаете еще какие-то новейшие тенденции. Вы предпочитаете Богомолова, вы предпочитаете Серебренникова в драме, а кто-то предпочитает Табакова, выдающегося менеджера, у которого 43 миллиона украли в театре и никто не сидел, кроме директора. А это ставится ему в заслугу.
Вы полтора миллиона ставите в укор бывшему Басину, а там 43 миллиона. Я понимаю, Табаков гениальный артист, он входит к Президенту, открывая левой или правой ногой дверь. Я понимаю это. А уж каков сам, как сказал в интервью, ездит к таким людям.
Но нельзя так обращаться с творческими людьми. Я вам скажу, вот в процентном отношении, если следить за всеми службами социологическими, порядка 70 процентов зрителя на стороне классики. Потому что та молодежь, на которую вы уповаете в современной перспективе, она уже давно не ходит в театр, не ходит в балет. Она пользуется клиповым так называемым, если можно назвать это, искусством.
Поэтому я целиком разделяю мнение и Гордеева, и Сергея Александровича, и надеюсь, других коллег, и Майорова. Да, мы старики, мы уже лысые, мы седые. Ну, и что. Ну, и Любимов седой в 95 лет. Но вы же сейчас его 23 апреля восстановите в Театре на Таганке в честь юбилея, 50-летия. Это я вам гарантирую. Это будет государственная политика.
Так вот, думайте об этих народных артистах, думайте об их заслугах, думайте о том, что они могут дать, как традиционалисты, будущему нашего Отечества, нашей культуры. Спасибо.

Депутат ПАЛЕЕВ А.Р., изб. округ № 13:
Уважаемые коллеги, я помогаю Евгению Владимировичу, я являюсь председателем другой, сопредельной комиссии по общественным объединениям и религиозным организациям, и рад тому, что все-таки пока таких конфликтов в нашей теме нет, потому что заканчиваются они значительно тяжелее в этой области, чем конфликты в области культуры.
Но, тем не менее, не вдаваясь в профессиональную высокохудожественную суть данного вопроса, в которой я, конечно же, не очень понимаю, здесь сидят блистательные профессионалы, считаю своим долгом считать следующее.
За последние три года эти конфликты между руководителями и коллективами, они обострились. И это мне ни как человеку, ни как депутату не нравится. Меня лично, как депутата, не интересует мелкая вот эта вот отчетность, там не хватило денег или там перерасход тысяч 50 рублей, там миллион 50 рублей, прошу прощения, и так далее. Эти недоработки можно устранять в процессе работы.
А волнует меня именно сам конфликт между деятелями культуры, между артистами известными и новым руководителем. И все это происходит, так сказать, за последние три года. Вот на это я прошу Департамент обратить внимание, это уже не первый раз такие конфликты происходят. Кто за это несет ответственность, в принципе, при возникновении подобных конфликтов? Почему они происходят сейчас?
Ведь в задачи нового руководителя, как и Департамента культуры, в том числе, входит и недопущение таких конфликтов в сложной среде, о которой говорил только что коллега Губенко. Я не понимаю, почему мы должны заниматься не выделением там денежных средств каких-то дополнительных, почему вот мы должны вникать в эту сложную систему взаимоотношений между деятелями культуры и новым руководителем, который может быть очень хороший, я этого просто не знаю. Откуда эти конфликты берутся и почему они на такой уже стадии, что вот просто интеллигенция отдельных людей не позволяет делать то, что позволяют многие деятели из области, которой я занимаюсь – в области конфликтов межнациональных и так далее. Вот на это, пожалуйста, обратите внимание, потому что это недопустимо.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Будете говорить?

Выступающий не представился:
Да, уважаемые коллеги, хочу сказать по поводу выступления профсоюзов. Я думаю вот здесь как раз, и коллеги уже высказались, вопрос именно в их плоскости и мне кажется нужно заниматься уже не пост-фактум, вот конфликты уже налицо, и мы сегодня занимаемся вот разбирательствами именно такого плана. Мне кажется, профсоюзам нужно активизироваться в этом плане и, если бы конфликт… И, наверняка, вы о нем знали и видели. И хотел бы сказать, что наши уважаемые заслуженные гениальные люди тоже должны помнить и понимать, что мы живем в правовом государстве и, наверное, с этим конфликтом нужно было раньше  обратиться. Если вы видите, и не слышат вас министерство и департамент, то нужно было идти в профсоюзы и тем самым этот конфликт каким-то образом  локализовать и уже после этого… Да, и прозвучало вот создание комиссии для того, чтобы решить этот спор. Я думаю комиссию не нужно создавать, нужно просто приходить к нам. Евгений Владимирович очень опытный в этом плане специалист и я думаю необходимо еще раз собраться, уже  более детально изучив и от нас что зависит вот именно от депутатов Московской городской Думы, мы всегда с вами, приходите, будем общаться. Спасибо.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Я думаю, что… А, пожалуйста.

Выступающий не представился:
Буквально одну минуту хочу сказать, тоже не могу не высказать свою тревогу, опасение, потому что мы уже не первую такую проблему здесь за этим столом  разбираем. Это касается театра Гоголя. И вот настораживает то, что приходят действительно творческие люди. Это те, которые касаются конкретно артистов, которые выступают и они бьют тревогу, приходят к нам. А те, которые… мы, прежде всего, орган законодательный. И мы те проблемы, нам, конечно, нужно… это все замечательно то, что мы слушаем это творчество, я полностью согласен с выступлением и Вас, и Вас. Это для нас тоже будущее. Мы, конечно, переживаем. У каждого у нас дети есть, на каком творчестве они будут воспитываться, для нас это очень важно. Но и важно то, что нарушение идет трудового законодательства.
Здесь вот я просматриваю, что какое-то нарушение трудового законодательства было, я так… у меня сложилось мнение, не знаю, может быть нет, но во всяком случае это как раз вот может быть по …(непонятно) поддерживаю коллегу своего, конечно, надо было бы профсоюзам разобраться и может быть, если там какие-то нарушения есть, это, конечно, нужно будет привести все в соответствие с законом. Спасибо.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Спасибо.

Выступающая не представилась:
Можно только одно слово? Видите ли в чем дело, у нас эта организация – не члены нашего профсоюза. Я сейчас с ними работаю, но, к сожалению, так получилось.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Уважаемые коллеги, мы на этом заканчиваем наше сегодняшнее заседание. Я хочу сказать, что в данной ситуации мы обсуждали не столько то, что касается правильно или неправильно были уволены люди. Я уверен, что в данной ситуации как раз это сделано согласно тем договорам, соглашениям, которые были. И это как раз мы обсуждали значительно более сложный вопрос, мы обсуждали вопрос нравственный, мы обсуждали вопрос человеческий, мы обсуждали вопрос высокого искусства – балета, классического балета, который мы все присутствующие наверняка любим и будем продолжать любить и гордиться им. И поэтому в этом смысле для нас  дорог каждый человек, который этим занимается. Поэтому мы просмотрим стенограмму, которая у нас была, вы передадите нам те документы, которые вы приготовили. К сожалению, у нас нет возможности дальше продолжать сегодняшнюю встречу, но на этом мы наш разговор не заканчиваем, но просим в этом смысле еще, учитывая все слова, которые были высказаны, подумать о судьбе и тех личностях, которые себя уже не просто зарекомендовали, а были теми знаковыми фигурами в этом очень сложном, непростом искусстве – балете, классическом балете. Поэтому спасибо и перейдем к другой. Спасибо большое.

Выступающая не представилась:
А можно попросить… (говорят одновременно).

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Нет, уже нельзя.

Выступающая не представилась:
…278 статью посмотрите, пожалуйста.

Депутат ГЕРАСИМОВ Е.В., изб. округ № 16:
Хорошо, а мы отдельно, у нас есть возможность пообщаться.

Выступающая не представилась:
Трудовой кодекс, пожалуйста, посмотрите вот и все.

Выступающий не представился:
Просьба такая, если можно,  законодательно  закрепить, чтобы нельзя было впредь назначать художественного руководителя человека…

 

                                         К О Н Е Ц

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.