«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Выступление Лидии Фоминой на круглом столе в Государственной Думе

24.12.2012 Источник: соб.инф.

Выступление Л.С. Фоминой на круглом столе 18 декабря18 декабря 2012 года в Государственной Думе ФС РФ по инициативе фракции КПРФ прошло заседание круглого стола на тему: «О практике реализации законодательства Российской Федерации в сфере театрального дела и театральной деятельности».

Выступление председателя Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидии Сергеевны Фоминой на круглом столе.

Мне хочется очень поблагодарить Коммунистическую партию, что всё-таки они занимаются нашими проблемами, потому что, чем дальше в нашей стране, тем становится страшнее. И я понимаю, что, может быть, на фоне других городов в Москве ситуация выглядит как-то, наверное, более хорошо. Зарплата не пять-шесть тысяч, все вроде как сыты, работа есть. Но в то же время вот то, что творится, лично у меня вызывает уже какой-то страх. Потому что вот на днях вышел приказ Департамента культуры номер 901 от 30 ноября, согласно которому будет проводиться проверка всех учреждений культуры в целях оптимизации их деятельности, определения их эффективности в использовании бюджетных средств. Я очень боюсь, что вот эта вот проверка приведёт во многих театрах к той ситуации, что сложилась в театре Гоголя, что на основании этих проверок будет предложено многим руководителям увольнение.

Поэтому мне хотелось бы, я не знаю, кого просить в этой ситуации, Думу или кого-то, к кому обращаться, но хотелось бы, чтобы всё-таки вот департамент первое, что сделал, обнародовал эти результаты. Претензии к руководителям театров и других учреждений культуры были бы обсуждены творческим сообществом, чтобы была возможность исправить какие-то недостатки мелкие, чтобы, если были совершены какие-то преступления и, как обвиняют театр Гоголя, что там что-то такое было сделано, чтобы всё-таки, если там действительно разворовывались бюджетные средства или что-то, наступила какая-то ответственность за большие нарушения, и чтобы смена руководителей в учреждениях культуры всё-таки происходила по согласованию с творческими коллективами. Это первое, что у меня сейчас вызывает очень большие опасения.

Второе. На всех уровнях власти говорится о том, что необходимо повышать в нашем обществе духовность, нравственность. А в Москве в это время продолжается переформатирование репертуарных театров в развлекательные центры, проектные лабораторные площадки. И этот процесс не останавливается. Мы уже эту ситуацию прошли с телевидением. Многие сейчас уже говорят о пагубном его влиянии на подрастающее поколение. А с театрами у нас сейчас, наверное, будет то же самое. И, на мой взгляд, об этом надо кричать. И я не знаю, нас почему-то никто не слышит, ни средства массовой информации не говорят об этом, не позволяют, и власти нас не слышат. Мы уже обратились к президенту Путину с тем, что у нас творится в Москве. А нам отвечает на все наши обращения господин Капков, что всё у нас хорошо, всё нормально и всё удивительно и прекрасно.

На мой взгляд, в настоящее время отсутствует у нас диалог между социальными партнёрами, между директорами... В настоящее время директора и художественные руководители высказались за закон, согласно которому они могли бы избавиться от балласта в театрах. Но что такое балласт? Это народные, заслуженные, которые участвовали в создании произведений фильмов и так далее, которые не получают ни копейки от нашего государства и практически нищенствуют, умирают вообще без копейки денег. И от такого балласта наше государство совместно с работодателями сейчас хочет избавиться.

Но вот этот закон, который предлагается сейчас, он не позволит работодателям избавиться от ненужных ему творческих работников, потому что всё равно не удастся работодателям свалить ответственность за увольнение народных и заслуженных, избавление от балласта, на плечи президента, правительства и профсоюзов. Всё равно решение об увольнении этих людей придётся принимать руководству театра. И поэтому я не понимаю, зачем этот нужен закон, в то время, когда у нас прописаны уже в Трудовом кодексе и срочные, и бессрочные договора, и на гражданский могут принимать в театр, и аттестации у нас есть в театрах. Вот господин Урин говорил на прошлом заседании, что ему удаётся проводить аттестацию. И те, кто не проходит эту аттестацию, работники, они увольняются. И не было ни одного судебного прецедента, после которого работника восстановили, потому что он соблюдает трудовое законодательство, потому что у него есть коллективный договор, потому что у них там есть положение об аттестации, принятое всем коллективом.

Потому что у него есть коллективный договор. Потому что у них там есть положение об аттестации, принятые всем коллективом. И он эти документы не нарушает и ему позволяет ситуация не избавляться, от тех людей, которые не могут уже работать в его коллективе, а увольнять в соответствии с аттестацией или находить какие-то другие пути для увольнения.

Поэтому я считаю, что нельзя сейчас принимать закон о конкурсах, я почитала где-то в бумагах, по-моему, в рекомендациях, что на эти конкурсы будут затрачены многие миллионы денег ещё. У нас все прописано в законе, пожалуйста, пользуйтесь аттестацией. Там не нужно на сегодняшний день никакого дополнительного финансирования. Но, кроме того, тот же самый Урин сказал о том, что на сегодняшний день нет никаких объективных критериев для драматических театров, для актеров драматических театров, то есть невозможно какие-нибудь критерии применить при этих конкурсах. И даже при аттестации никак нельзя это сделать. Смысл тогда какой тратить деньги на это?

Что я ещё хотела сказать? Значит, там, где и заявление о том, что в правоприменительной практике решение выносится в пользу работников, а не работодателей, может иметь место только в том случае, если руководители своими действиями нарушают законы, именно поэтому проигрывают суды. Но там, где работодатель бережно и с уважением относится к своим работникам, находятся варианты решения проблем. Статья 157 говорит о том, что при неучастии творческих работников в создании спектаклей, произведений указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядком, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. В ряде театров в Москве в настоящее время это положение руководитель уже принимает, заключая коллективный договор либо соглашение с творческим работником, либо принимая локальный нормативный акт оплачивают часть заработной платы пропорционально отработанному времени. Поэтому, на мой взгляд, не должно быть у работодателя никаких проблем, они только должны пользоваться тем Трудовым кодексом, который у нас сегодня есть.

И, на мой взгляд, ещё такой момент, я вот не представляю, как вот этот конкурс будет проходить такой артист как Броневой или артисты такого уровня. Мне это очень как-то непонятно.

Фоторепортаж: В Государственной Думе прошел Круглый стол.



Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.