«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Ценность культуры не измеряется скоростью оборота вложенных в нее средств

20.01.2014

Ценность культуры не измеряется скоростью оборота вложенных в нее средствВ недавнем выступлении Путин заявил: «Миссия России: сохранять и экспортировать традиционные ценности в противовес «хаотической тьме»... сегодня во многих странах мира «пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур».

... разрушение традиционных ценностей «сверху» «в корне антидемократично», поскольку проводится «вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии».

В Москве вопреки сказанному президентом продолжается деятельность департамента по «переформатированию» театров, оптимизации учреждений культуры.

Москва уже потеряла театр Гоголя, Московский театр «Русский камерный балет «Москва», музей Рубцова, ДК «ЗИЛ», демонтирована уникальная  экспозиция в музее Маяковского. Сложная ситуация в музее Булгакова, Центре Казанцева и Рощина, в «Московском театре на Таганке».

22 мая 2013 года фракция КПРФ в Московской городской Думе провела Круглый стол по проблемам культуры в городе Москве.

Обращает на себя внимание, что у Правительства Москвы отсутствует как таковая политика в области культуры, так как она нигде не сформулирована, ни с кем не обсуждалась. Руководитель Департамента Капков С.А. на встрече 20 мая т.г. с членами комиссии Московской городской Думы по культуре и массовым коммуникациям и представителями Комитета Государственной Думы по культуре по вопросу «Состояние и развитие культуры в городе Москве, федерального и городского законодательства в сфере культуры» признался, что руководствуется в своей деятельности Положением о Департаменте Культуры и, создавая культурные пространства в Москве, строит свою работу на основе личных представлений. Нужно ли тратить деньги на это, либо другие направления культурной деятельности, он не знает.

Вновь назначаемые Департаментом руководители учреждений культуры зачастую не имели опыта руководства в государственных учреждениях, а некоторые даже не имеют Профессионального образования и по закону не могут быть назначены на должности Художественных руководителей. Но Департамент культуры в обход закона назначает их на эти должности и эти руководители находятся в привилегированном положении. К примеру в театре Гоголя прежнее руководство неоднократно обращалось с просьбой выделить средства на ремонт, департамент культуры отказывал в этом. Зато вновь назначенному руководству эти деньги выделили и еще увеличили в три раза финансирование в год, при этом снизив госзадание.

При этом новые руководители театров избавляются от профессионалов: намеренно снижается заработная плата старым сотрудникам идут массовые увольнения. К примеру, в театре Гоголя из 200 сотрудников работающих в августе 2012 года, осталось примерно 70 человек. В ГБУК г. Москвы «Новая  Опера» по-прежнему избавляются от профессионалов. Один из последних примеров - будет уволен в связи с сокращением штата художник театра «Новая Опера» «Виктор Герасименко, заслуженный художник России, член Союза театральных деятелей, который осуществил постановку около двухсот оперных, балетных и драматических спектаклей в Москве, Перми, Казани, Екатеринбурге, Грозном, Ярославле, Костроме.

Важной особенностью переживаемого учреждениями культуры периода является конфликт между Департаментом и реформируемыми учреждениями культуры, между вновь назначенными руководителями учреждений культуры и творческими работниками этих учреждений. Некоторые руководители пытаются объяснить их сменой поколений, завуалировать их под личностные конфликты, которые присущи многим театральным и художественным коллективам. В этом просматривается их стремление уйти от ответственности. Скандалы и конфликты в реорганизуемых культурных учреждениях вызваны несостоятельностью назначаемых руководителей, отсутствием хороших спектаклей, нарушением трудового законодательства, ухудшением условий труда работников.

Таким образом, очевидно, что Департамент с увлечением взялся за улучшение финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры города Москвы, подготовку и назначение в них менеджеров, но при этом ни в одной концепции, ни в программе, предложенной руководством Департамента за последние 2 года, ни разу не говорилось о духовном, нравственном воспитании зрителя, в особенности детей и подростков, не говоря уже об интеллектуальной составляющей театральных постановок последнего времени.

Многие коллективы реформируемых учреждений культуры стали заложниками места расположения театров и музеев, расположенных в центре города. Департаменту оказался ненужным классический репертуар и классическая труппа, ему необходимы здания под очередные культурно-развлекательные центры, которые не приносят никакой прибыли и снижают посещаемость учреждений культуры в Москве, а также требуют только все больших вложений.

В тоже время под лукавыми терминами «смена руководителя», «совершенствование стиля работы», «обновление репертуара», «обновление выставки» и другим происходит, по сути, уничтожение объектов культуры перелицовывающих культурные учреждения под западные стандарты, лишают их национальной, русской самобытности.

Участники Круглого стола заявили, что результаты работы учреждений культуры нельзя оценивать исключительно по показателям их экономической эффективности, необходимо учитывать объем и социально значимый характер предоставляемых ими услуг.

Ценность культуры не измеряется скоростью оборота вложенных в нее средств. Все мыслящие руководители, кто заботился о процветании своего государства, всячески развивали и поддерживали в народе дух творческого созидания, прививая любовь к своей национальной культуре.

Нужно стремиться оградить москвичей от пропаганды с театральной сцены насилия, пошлости и безнравственности. Этого требуют традиции нашего общества. Пренебрегать традициями в угоду западным правилам, означает неуважение к своему народу, истории.

Следует финансировать не «события» (для количества и  галочки), а проекты, стимулирующие развитие традиционных культурных ценностей. Объектом государственной защиты должна стать традиционная модель репертуарного театра, где только и возможна передача опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и чувственном, духовном уровне.

Участники Круглого стола по результатам письменного опроса выразили недоверие руководителю Департамента культуры города Москвы Капкову С.А. и заместителю руководителя Шерменевой Е.М. и требуют их отставки

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.