«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Резолюция о культурной политике в городе Москве

08.12.2014

Резолюция второй сессии Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН)

О культурной политике в городе МосквеУчастники Конгресса работников образования, науки, культуры и техники, представляющие 48 регионов России, люди разных политических взглядов и мировоззрений, объединённые общей тревогой за судьбы Отечества и отечественной культуры, вынуждены обратить внимание на деструктивную культурную политику в столице России - городе Москве.

Москва, как справедливо отмечено в миссии столичного Департамента культуры, размещенной на его официальном сайте, - «глобальный город, столица России, формирующая культурный образ страны. То, что происходит в Москве, становится образцом для регионов и городов России».

Мы собрались в тревожное для нашей страны время, отмеченное большими испытаниями ее устойчивости, стабильности и целостности, основой преодоления которых становится, прежде всего, духовное и нравственное единство живущих в ней людей и система культурных ценностей, их объединяющих. «Цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, - отмечает Президент РФ В.В.Путин. - Этот культурный код в последние годы подвергся серьезным испытаниям, его пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь».

Однако общение с коллегами, работниками московских театров, музеев и библиотек, а также личные наблюдения участников Конгресса, их посещения театральных спектаклей убедили в обратном. Москва в настоящее время является пространством социокультурных экспериментов и практик, направленных на деконструкцию основных этических установок и эстетических идей, свойственных русской культуре и содержащих в себе поиск духовнонравственного идеала.

Участники Конгресса отмечают скудность классического театрального репертуара, в том числе обращенного к детям и юношеству и имеющего позитивную развивающую ценность. Одновременно указывают на недопустимость легитимации таких явлений как ненормативная лексика, нетрадиционная сексуальная ориентация, нивелирование ценности жизни, потребительское отношение к людям и окружающему миру, игнорирование религиозных чувств и т.д., реализуемой на сценах театров, финансируемых из государственного бюджета. Особенно в этом смысле деструктивна, поскольку обращена, прежде всего, к молодежной аудитории, деятельность театра «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова.

Противодействие со стороны московской государственной власти в сфере культуры идеологическим установкам Президента РФ на воссоздание культурных параметров национальной идентичности и полное игнорирование духовного и нравственного начала, свойственного русской культуре, проявилось и в рамках Московского международного культурного форума, прошедшего в октябре в Манеже. Здесь в качестве главных факторов развития культуры, как указано на офи­циальном сайте мероприятия, были определены толерантность и плюрализм мнений.

«Культурой в XXI веке - сказал руководитель Департамента культуры города Москвы Сергей Капков, - будут управлять три составляющие: талант, тех­нологии и толерантность».

С учетом обозначенной ситуации в Москве, толерантность можно понимать как терпимость к девиациям. Эта норма является одной из основополагающих ценностей неолиберальной идеологии, питающей «цветные революции». Ввиду интенсивных миграционных потоков, которым подвергается столица, и высокого уровня межэтнической напряженности, артикуляция ценностей «толерантность» и «плюрализм мнений» (как показывает опыт мегаполисов Западной Европы) ведет к социальным взрывам и росту национального экстремизма.

Мы убеждены, что основным целевым ориентиром государственной культурной политики в городе Москве выступает сохранение и защита базовых ценностей классической русской культуры как универсального регулятора всей системы социальных отношений и средства духовного преодоления плюрализма мнений.

Между тем, исключая человекотворческую, социализирующую и смыслообразующую роль культуры по отношению к личности, Департамент культуры города Москвы определяет сферу культуры как «сектор творческой экономики» и берет курс на развитие творческих индустрии (реклама, мода, дизайн, галерейный бизнес, маркетинговые коммуникации, мультимедиа, компьютерные игры, развлекательное программное обеспечение, массовые досуговые и зрелищные мероприятия, другие виды деятельности, связанные с производством и продажей культурных товаров и услуг).

В этих целях осуществляется перепрограммирование сети учреждений культуры и искусства. Под ударом, прежде всего, оказался классический репертуар и профессиональная постоянная труппа в театрах. Реорганизованы «Театр им. Н.В.Гоголя», «Театр на Таганке». «Театр им. К.С.Станиславского», называемый ныне «Электротеатр», закрыт на капитальный ремонт (неизвестно, откроется ли он в виде театра). Подписан приказ о реорганизации «Театра им. Рубена Симонова», нависла угроза реорганизации и над «Театром Сатиры», «Театром Эстрады», «Театром на Малой Бронной». По заявлению С.Капкова в СМИ, «перепрошивка» театров продолжится. При этом уже сейчас Москва по числу театров на один миллион жителей уступает многим европейским столицам: Берлину - в 16, Праге - в 22, а Риму - в 48 раз. Подверглись реорганизации и другие учреждения культуры - библиотеки, музеи, детские школы искусств, музыкальные школы. В результате с карты культуры Москвы исчезли Музей им. В.Маяковского, Дом романса и др.

Процесс реформирования государственных учреждений, или, как сказано в миссии Департамента культуры Москвы, «превращение их в экономически эффективные площадки, конкурентные в пространстве города» сопровождается конфликтами в учреждениях. Этот процесс не согласуется с трудовыми коллективами, уполномоченными представителями профсоюза, профессиональным и экспертным сообществом. Ему сопутствует нарушение трудового законодательства, несправедливое отношение к профессионалам, добросовестно служившим на благо столичной культуры, ухудшение условий труда работников в ряде учреждений, назначение на должность руководителей людей, несведущих в вопросах культуры, так называемых «профессиональных менеджеров».

В то же время в логике культуры как «творческой экономики», на основе собственных представлений о принципах культурной жизни столицы, Департамент культуры имитирует, т.е. создает симулякр демократического социокультурного процесса посредством демонстрации намерения согласовывать совокупность культурных услуг с запросами горожан.

С учетом изложенного участники Конгресса считают необходимым:

- остановить до утверждения Президентом РФ Основ государственной культурной политики все действия, направленные на реформирование учреждений культуры и искусства (ликвидацию, оптимизацию, реорганизацию, слияние т.д.)

- инициировать под эгидой Общественной палаты города Москвы экспертное и профессиональное сообщество к формированию основ государственной культурной политики города Москвы;

- назначать на должности руководителей в сфере культуры по итогам проведения конкурса и по согласованию с профессиональными коллективами;

- осуществлять капитальный ремонт учреждений культуры и искусства под контролем общественности и при наличии необходимой документации, без остановки уставной деятельности и с предоставлением альтернативной площадки;

- сохранить профиль и творческое направление репертуарных учреждений культуры, в первую очередь, детских и молодёжных; запретить их трансформацию в многопрофильные или развлекательные центры;

- увеличить финансирование проектов, основанных на литературных произведениях школьной программы и адресованных детям и юношеству, предназначенных для семейного просмотра;

- прекратить государственное финансирование актуального искусства, характеризующегося формированием квазиэстетического пространства с отказом от духовно-нравственных универсалий классической русской и мировой культуры;

- предусмотреть при формировании государственного задания для учреждений исполнительского искусства обязывающий показатель по созданию проектов для детей и юношества;

- повысить доступность театров и музеев для детей и юношества посредством реализации соответствующей ценовой политики и с учетом механизма государственно-частного партнерства;

- сформировать систему этического и эстетического воспитания, в первую очередь детей и молодежи, как действенный способ преодоления кризиса утраты смыслов, крайнего релятивизма и нигилизма, как способ развития неутилитарного и творческого отношения к миру.

По поручению Конгресса,

Председатель профсоюзного объединения«РКК-Наука»,
сопредседатель Конгресса
А.С.Миронов

Принять участие в голосовании уже выставленных резолюций



Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.