«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Режиссер Валерий Сторчак на митинге 20 января

07.02.2013 Источник: www.facebook.com, Валерий Сторчак

Режиссер Валерий Сторчак на митинге 20 январяВ Москве в воскресенье, 20 января 2013 года, прошел согласованный с властями митинг «Против политики Департамента культуры столицы в области репертуарных театров и других учреждений культуры». Более 200 человек пришли в Новопушкинский сквер поддержать участников митинга.

И я имел честь сегодня выступить в непривычном для меня жанре уличного митинга. Из-за мороза кой-где текст потерял по ходу. Сказал примерно 80% из нижеследующего: Уважаемые коллеги!

Что это за демагогия про то, что государство не должно вмешиваться в искусство и культуру, в художественную политику театров?! А чем занимается Капков, с большим удовольствием распределяя бюджет и назначая художественных руководителей?

Если директор театра хочет купить килограмм гвоздей, он обязан разместить на сайте госзакупок, объявить тендер, у кого гвозди длиннее и дешевле. А если нужен художественный руководитель – это решается единолично, произвольно, келейно человеком, который имеет лишь образование вятской академии управления. Чему там учат? Управлению? Что это за наука такая, выучив которую, можно управлять и драмтеатрами, и футболом, и парками, и балетом, и самолётом?

Такой «управленец» призовёт управлять театром, конечно, человека, который не имеет никакого театрального образования, это логично. Который сначала руководил комсомольской организацией, потом быстро перестроился, нашёл тёпленькое местечко на ростовском телевидении, познакомился там с нужным человеком и тот из-за большой и чистой любви устроил его всплытие в центре Москвы, в главном театре страны, под руководством самого гениального театрального педагога, Олега Павловича Табакова, всегдашнего друга всех наших проворовавшихся олигархов, начиная от Березовского с Гусинским и заканчивая Сурковым, гениальность которого в том, что он подбирает труппу МХТ не из учеников , а из ментовских сериалов. И вообще ГИТИС должен быть распущен, потому, что они ж говорят, что критериев не может быть в искусстве, а Станиславский нигде не учился.

Но это ложь! У Станиславского было самое лучшее театральное образование, которое можно было представить на то время! Сценические опыты он начал в 1877 году в Алексеевском кружке, в Любимовке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра Ленского, Музиля, Федотовой, Ермоловой. Под руководством артиста Малого театра М. А. Решимова он сыграл свою первую драматическую роль Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Кто сейчас из студентов может себе позволить пригласить Юрия Соломина в репетиторы? А Станиславский мог. И смотрите! После всей этой репетиторской подготовки, (а не после работы комсоргом), он не воспользовался своей дружбой с Петром Ильичом Чайковским, чтобы получить постановку в императорском театре, а за СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы в котором 11 лет занимается исследованиями драматического искусства! И только после этого одиннадцатилетнего исследования, начитавшись Павлова и насмотревшись мейнингенцев, пишет с Немировичем Устав актёрского товарищества, который просуществовал ровно до прихода к власти в МХТ Табакова, когда с министром культуры Швыдким переписал его, вызвав справедливое негодование 28-ми актёров МХАТа, которые тот час же были уволены за профнепригодность, получив месяц назад звания и квартиры.

То есть, сегодняшний произвол и некомпетентность начались не с Капкова. Но предшественники его – Бугаев, финансировавший эротические театры и Худяков, раздавая театры на прокорм советским кинозвёздам, провозглашали принцип китайского маоизма «Пусть расцветают все цветы!», (после чего остались одни пеньки), делали хотя бы ВИДИМОСТЬ, что в своих решениях они опираются на мнение профессионального сообщества. При Комитете по культуре регулярно собиралась так называемая коллегия. И ТАЙНЫЙ экспертный совет «Открытой сцены».

Капков же отбросил всё это лицемерие, заявил в СТД, что у него нет никаких критериев и рушит теперь всё налево и направо. Но ситуация качественно изменилась, конечно. Раньше директора и худруки давали откаты в Департамент, покупая себе лояльность, а сейчас пришли люди, которым откаты не нужны, они хотят ЗДАНИЯ.

Ради недвижимости уничтожается не организационная форма репертуарного театра, а целый вид искусства. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, элитарный вид искусства, требующий высокой подготовки, актёров, режиссёров, художников-сценографов. Сумасшедшие деньги, выделяемые на развитие драматического театра, разворовываются, профессионалов, театральных актёров и режиссёров увольняют, нанимают актёров из телесериалов, кинорежиссёров (как будто бы это театр и кино – одно и тоже) и говорится: - Ну, вот видите, ничего не получается , никому это не интересно, а молодёжь хочет танцы и киношку. Серебренников им всё это сейчас даст. Новая жизнь, типа.

Но уже, ведь, он дал всё что мог. Есть же Винзавод. Есть диафильмы на тему «Зойкиной квартиры». Есть похабная «голая пионерка». Уже всё ясно. Дайте ж и другим режиссёрам сказать хоть слово. А у нас запрет на профессию для гетеросексуалов славянских национальностей! Кроме двух бывших министров культуры, примеров других не найдёте в худруководстве театров.

Нам постоянно подбрасываются ложные дилеммы: репертуарный театр - проектный, психологический - игровой, русский- немецкий, молодая режиссура - упыри, Новая драма - Чехов. Старое и новое. Бессрочные договора – конкурс. Так проще сталкивать и манипулировать.

Казалось бы. Новое лучше чем старое. Конкурс лучше чем отстой в театрах. Посмотрим однако, что за конкурс нам предлагается.

У меня в руках проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»… Вносится сейчас Правительством…. Читаем: "При этом НЕ проводится конкурс на замещение должностей РУКОВОДИТЕЛЕЙ организаций театров..."

Зачем нам такой крепостной конкурс для актёров? То есть, у нас по-прежнему после такого конкурса будут художественных руководителей выносить из театра только вперёд ногами?

Это – конкурс? Рыба гниёт с головы. Хотите конкурс? Устройте сначала конкурс на должность руководителя Департамента по культуре!! А такой конкурс не нужен. Такие реформы никчемны. Такие дилеммы не катят.

Есть только одна дилемма: Искусство и НЕ искусство. Для профессионала существуют КРИТЕРИИ. А невежда будет всегда отрицать даже их возможность. Это - главный конфликт сегодня. Между профессионалами и невеждами. Профессионалу нужен конкурс, критерии, эксперты, чтобы показать значительность своего труда. А невеждам нужно только хапнуть. Деньги из бюджета и здания для сдачи в аренду под коммерцию.

Когда в начале 90-х, (уже с двумя высшими образованиями) я посупал к Васильеву, Абрамович организовал кооператив по варке джинсовой одежды. Теперь он поставил своего смотрящего на культуру в Москве, который не только назначает худруков (таких же невежд как и сам) в театры, но и диктует бывшим советским кинозвёздам, получившим на прокорм театры, те, или иные художественные решения и назначения.

Конечно, критерии искусства связаны с ИДЕОЛОГИЕЙ. А какая идеология у жуликов и воров? Они же ничего не производят. Сидеть на трубе и воровать, обманывать - профессии не нужно никакой. Жулики и воры отрицают необходимость любой идеологии.

Да, киоск на улице, торгующий жвачкой и пивом , может обойтись без идеологии. Ему важно купить подешевле, а продать подороже. А театр не может без идеологии и критериев искусства. Если весь наш театр на дотации у государства? Что он купит тогда подешевле? Что он продаст подороже? Театр без идеологии автоматически превращается в воровство. МХТ превращается в чайный магазин, банк, ресторан, мастерские по производству игрушек и интернет за 36,6 миллионов рублей! Превращается в подписку о невыезде и уголовное дело Табакову, которое потом благополучно закрывается из администрации президента.

Театр без идеологии превращается в разборки с помощью серной кислоты в лицо. В гнусный ПИАР на этом человеческом несчастье. На разжигании межнациональной розни Серебренниковым, который по всем каналам тычет нам свою этническую принадлежность и пугает пожилых евреев своим смартфоном. У жулика и вора, паразитирующего на русской культуре, не может быть никакой национальности. У них там ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ банда во главе с Капковым.

Необходимость отставки Капкова и конкурса для художественных руководителей драматических театров перезрела. Это единственный путь возрождения русского драматического искусства.

Мы хотим развития драматического искусства. Которое когда-то (во времена Станиславского) было у нас передовым. Мы гордимся этим до сих пор. Но мало сегодня этим гордиться. Мало сегодня гордиться в физике достижениями Попова и Фарадея. Нужно идти дальше. От электричества к бозону Хиггса. От атома к частице Бога. Но с жуликами и ворами, с Давыдовыми, Шерменёвыми и Капковыми нам это невозможно. Капкова - в отставку!

Видео: Митинг 20 января. Выступление Валерия Сторчака

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.