«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Менеджмент нашего городка

06.02.2014 Источник: dik-dikij.livejournal.com. Автор: Алексей Битов (poziloy).

Менеджмент нашего городкаСлышали новость? Г.Капков будет теперь самолично курировать московские театры; похоже, некоторые из них ожидает полный капец в прямом смысле слова.


Впрочем, насчёт самолично – всё же не факт. Во-первых, в самой фразе есть оговорка: «Мы активно обсуждаем, что такого заместителя, возможно, не будет» (www.ria.ru). А возможно, и будет, если по логике, хотя, конечно, там, где прошёл Капков, логике делать нечего. А во-вторых, в сообщении РИА «Новости» несуразиц хватает (неужели опять г-жа Банасюкевич писала?) Ну, допустим, мудрое заявление «В департаменте культуры есть концертный отдел, отдел по гастрольной деятельности и, в том числе, театральный отдел, все они будут активно работать. А, собственно, делами театров придется заниматься мне самому» (а что в таком случае будет делать театральный отдел? пирожки печь?)... так вот, это заявление можно списать на речевые особенности Митрофанушки Неглинного.

А вот как быть с этим? Тут уже не Капков, а небольшая прибавка лично от автора: «В конце декабря прошлого года должность замглавы столичного департамента культуры, курирующего театры, по собственному желанию покинула Евгения Шерменева. За время ее работы в ведомстве произошли резкие изменения во многих репертуарных театрах Москвы, среди которых Театр имени Гоголя, Театр Маяковского, Театр на Таганке и многие другие. Позже стало известно, что министерство культуры РФ создает федеральный центр по гастролям театров в регионах, который возглавит Шерменева». Для справки: М.Карбаускиса (забудем о ФМС и ГИБДД) назначили худруком Театра Маяковского ещё до того, как Шерменёва начала свою чиновничью карьеру, а уж говорить всерьёз о деятельности Группы юбилейного года на Таганке и вовсе не стоило бы. В общем, у Капкова и Ко остаётся один якобы-козырь: так называемый «Гоголь-центр». 

Но именно с ним Капков, как назло, совсем запутался: то заявляет (резонно), что там уже не театр: «Театр – это про спектакли. Захочет Серебренников поставить спектакль – пусть ставит. Еще раз: театр – это про спектакли, а кинотеатр – это про кино» (www.kp.ru), то, спустя пару недель, утверждает противоположное: ««Гоголь-центр» это все равно театр – репертуарный театр» (www.gazeta.ru). И кому верить – Капкову или Капкову? Загадка.

Ладно, берём свеженький материал – www.m24.ru. «В понедельник, 3 февраля, режиссер Кирилл Серебренников и руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков подвели итоги работы Гоголь-центра, открывшегося год назад». Кстати, Серебренников по ходу назвал троицу драматургов, получивших гранты «Гоголь-центра»: «Максим Курочкин, Михаил Дурненков и Люба Стрижак». Куда дели В.Печейкина, не ведаю, но, наверное, договорились как-нибудь. Интереснее другое: кто выбирал лауреатов. Цитирую: «Что касается выбора драматургов, то его осуществляли по итогам опроса порядка десяти экспертов – кураторов современного искусства». Жаль, фамилии кураторов озвучены не были, но и так известно: куратор – это такой крутой деятель «современного искусства», который твёрдо знает, что художник может и не уметь рисовать. Вопросы есть? Полагаю, никаких.

Ладно, с этим понятно, а что же с самим «Гоголь-центром»? Во-первых, там будет проведён новый ремонт – казённых денег на «современное искусство» Капков не жалеет. Тут очень удачно звучит фраза: «Кирилл Серебренников покажет "Кому на Руси жить хорошо"». Ну, да, уже показывает – за казённый счёт. Во-вторых, озвучены планы на 2014 год, а там: «В рамках "Гоголь-кино" 4 февраля зрителей ждет премьера "Трудно быть Богом", а 10 февраля покажут первую часть "Нимфоманки"». Так, стоп-стоп-стоп, но ведь полтора месяца назад Капков сказал: «театр – это про спектакли, а кинотеатр – это про кино»... надо же, уже забыл, бывает.

Но Капков не только необычайно забывчив, он ещё и с арифметикой не в ладах, да к тому же фантазёр отменный. Помните, как правильно считать? 

«Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке»
. А нынче слово имеет г.Капков.

Цитата: «За прошедший год здесь [в «Гоголь-центре», вестимо] состоялись 16 премьер. В постановках задействованы 25 человек из старой труппы. Количество зрителей увеличилось в три раза. Можно сделать вывод, что наше решение относительно развития этого театра было верным", – отметил Капков». Прежде всего, отмечу, что 05.11.2012 года на пресс-конференции Капков заявлял: «32 из 52 артистов получили предложения о работе в театре Гоголя, скоро начнутся репетиции» (www.center.ria.ru). За цифру 52 не поручусь, но, если она и верна, всё равно получается, что более половины актёров в «Гоголь-центре» уже не играют; как часто выходят на сцену остальные, умолчу. Но ещё более красивое утверждение – «Количество зрителей увеличилось в три раза». Что ж, посчитаем.

2012 год Театр Гоголя, как известно, не завершил (молитвами неразлучной парочки – СК и КС), но есть цифры за 2011 год, и взяты они из официального документа – ответа Контрольно-счётной палаты Москвы на запрос депутата Московской городской Думы А.Клычкова, точнее – из приложенной к ответу «Справки по результатам анализа материалов, предоставленных по запросу КСП Москвы Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы «Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя в рамках обследования реформирования государственных учреждений города Москвы за 2011 год и 9 месяцев 2012 года». В справке написано чёрным по белому: «Загрузка зрительного зала на спектаклях в 2011 году составила 79,5 тыс. человек». Если в «Гоголь-центре» посещаемость возросла втрое, значит, число зрителей за год должно составлять 238,5 тысяч человек.

Следующий вопрос: а сколько спектаклей прошло за это время в «Гоголь-центре»? Мне прислали данные неофициального подсчёта, цитирую выборочно: «В месяц у г-ц в среднем 16 сп. на большой сцене и 10 на малой (иногда меньше, иногда больше, поэтому берем среднее количество). Страх, Идиоты – 386 мест, Охота на Снарка – 649, Мертвые души – 649... Малый зал – 90, 112 и 132 места». Сверил со своими данными – с теми, которые нашёл. По моим подсчётам, с февраля по май (всего) в «Гоголь-центре» прошло 69 спектаклей/представлений (отдельных данных по Большой и Малой сценам, каюсь, не записал тогда); как видите, это намного меньше, чем по 26 в месяц. В январе 2014 года (для справки) состоялось 28 спектаклей (16 на Большой сцене, 12 – на Малой); на февраль (сейчас посмотрел) намечен 21 «свой» спектакль (11 + 10), 2 «резидентских» (Большая сцена) и 3 студенческих («Дипломный спектакль студентов РУТИ-ГИТИС, эстрадный факультет, мастерская Валерия Гаркалина», Малая сцена). Как видите, данные моего «счётчика» скорее преувеличивают, чем преуменьшают количество спектаклей.

А по количеству мест – берём примерно среднее, чуть-чуть сдвинув результат в большую сторону: 550 мест – для Большого зала, 120 – для Малого. Что получается? В месяц – 8800 (550 х 16) + 1200 (120 х 10), итого – 10 тысяч. На самом деле, цифра не вполне точна, Счётная палата считала только билеты, а часть зрителей – приглашённые (в «Гоголь-центре» их, как известно, довольно много); к тому же гипотеза о 100%-ной заполняемости зала на всех спектаклях, увы, никакой критики не выдерживает; практически можно смело «откусить», по крайней мере, пятую часть, и останется 8 тысяч зрителей в месяц, а за 10 месяцев, как нетрудно догадаться, 80 тысяч. Но даже если исходить из 100 тысяч за 10 месяцев... согласитесь, это никак не соответствует цифре 238,5 тысяч. Бедный Капков, совместные уроки Цыфиркина и Простаковой явно не прошли для него даром. Неплохо бы заодно сравнить и количество средств, вложенных в Театр Гоголя в 2011 году и в «Гоголь-центр» в 2013-м, и «эффективность» покажется совсем впечатляющей.

А может быть, в капковскую «сумму» входит посещаемость киносеансов, концертов, лекций и т.д.? Не знаю, но только театр-то тут при чём? Если учитывать валовые показатели, можно открыть при театре, к примеру, какую-нибудь пивнушку «У Курского», и число желающих культурно отдохнуть, уверяю вас, резко увеличится. А если считать посещаемость спектаклей... сами видите, какое богатое воображение у г.Капкова, ему бы фантастические саги писать, а не ковыряться в нашей мелочёвке.

Эх, Собянин, Собянин, какие таланты в мэрской вертикали зря пропадают...

Обидно...

Зато смешно.

Хотя и грустно.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.