«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Новое пришествие марсиан

27.05.2017 Источник: dik_dikij, Алексей Битов (poziloy)

Новое пришествие марсианОсобого доверия к нашим следственным органам я не испытываю и понимаю тех, кому хочется заступиться за угодившего под каток. Вопрос в аргументации. Да, опять приходится возвращаться к защитникам Серебренникова, точнее – к одному из них, Е.Б.Шерменёвой.

Растудыть твою качель, пятнадцать человек на сундук мертвеца, тридцать пять тысяч курьеров и сорок бочек арестантов!
Легко догадаться, что на этом месте должны быть совсем другие обороты, но на сей раз ограничусь эвфемизмами – благо, все всё поняли.

Ну, вот, высказался, типа. А теперь раскрываю карты.

Особого доверия к нашим следственным органам я не испытываю и понимаю тех, кому хочется заступиться за угодившего под каток. Вопрос в аргументации. Да, опять приходится возвращаться к защитникам Серебренникова, точнее – к одному из них, Е.Б.Шерменёвой. Вот, пожалуйста – «Как появились «Гоголь-центр», «Платформа» и «Седьмая студия» Рассказывает Евгения Шерменева, бывший директор фестиваля «Территория» и заместитель Капкова в мэрии Москвы», https://meduza.io/feature/2017/05/23/kak-poyavilis-gogol-tsentr-platforma-i-sedmaya-studiya. Сразу же уточню: текст разбит на 20 абзацев, один из них – общий (последний), 14 посвящены Театру Гоголя, 3 – «Платформе» и 2 – «Седьмой студии», причём двум последним достались только общие слова, и лишь в основной (гоголевской) части есть некоторая конкретика. Альтернативная.

Если бы подобный текст выдал кто-нибудь другой, «рассказчика» можно было бы обвинить во лжи. Но Евгения Борисовна... нет, она не врёт, она всего лишь живёт в альтернативной реальности, где всё несколько не так, как у нас, по эту сторону зеркала. Чтобы обосновать столь незатейливый тезис, не буду трогать мантры и оценочные суждения г-жи Шерменёвой, как то «Назначение Кирилла Серебренникова было отважным ходом тогдашнего министра культуры города Москвы Сергея Капкова», «Все работы по изменению пространства Театра им.Гоголя выполнялись согласно российскому законодательству, через конкурсные процедуры, с прозрачным финансированием» и т.д. Фразу «Новые руководители были поставлены в условия, когда необходима была дополнительная финансовая поддержка» тоже упомяну лишь мимоходом – это у нас действует Закон сохранения материи (в формулировке Ломоносова: «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте»), а там, в альтернативном мире, давно изобретён вечный двигатель, а материя, если очень хочется, образуется из любой субстанции, как золотые кружочки в полевом синтезаторе Дона Руматы или пресловутые червонцы Воланда.

Ладно, это лирика, переходим к фактам. Вот, что происходило в альтернативной Вселенной, где обитает г-жа Шерменёва: «новое руководство получило театр со всеми составляющими, старым репертуаром и укомплектованной труппой без единой свободной ставки. Все актеры, с которыми работал режиссер Серебренников, приходили в театр на отдельных договорах, а фонд заработной платы в театре уходил, как и прежде, на штатных сотрудников, тех, что выступали на митингах и не участвовали в новых спектаклях...»

У нас было несколько по-другому. Серебренникова назначили худруком Театра Гоголя 7 августа 2012 года. 14 августа уволился актёр А.Мезенцев; позже он ненадолго вернулся, но какое-то время ставка оставалась свободной (и когда Мезенцева брали обратно, ставка тоже нашлась). 15 августа умерла Людмила Долгорукова; как ни цинично это звучит, но освободилась ещё одна ставка. 17 августа из театра ушёл Д.Ендальцев. 31-го в Вахтанговский театр перебралась Е.Крамзина; сколько понимаю, это не было связано с приходом нового худрука, но ещё одна ставка, тем не менее, освободилась. 1 октября закончился срочный договор у С.Галахова; впрочем, ставка не освободилась, так как договор тут же перезаключили. Зато освободилась ставка А.Просалова, уволенного в тот же день; Просалова потом пришлось восстанавливать по суду, но 1 октября об этом никто не знал. Ставки освобождались и в 2013-м – ушли А.Хатников, Е.Лисовая, ещё несколько актёров. Почему же тогда гистрионы Серебренникова «приходили в театр на отдельных договорах», а не зачислялись в штат на места выбывших (даже если допустить, что по состоянию на 07.08.2012 в Театре Гоголя не было ни одной свободной актёрской ставки)? Похоже, что-то в нашей Вселенной шло не так, как в альтернативной.

Ещё из альтернативной истории, в продолжение темы: «Невозможно было ставить спектакли без привлечения новых людей – артистов и творческих групп авторов. Но в штате театра не было свободных позиций, поэтому все спектакли ставились и игрались на условиях срочных договоров с приглашенными артистами». А в нашей реальности «многие из тех, кто на первых порах возглавил протестное движение, теперь работают с Кириллом Серебренниковым и вышли на сцену в одном из отрывков спектакля «00:00» [которым открылся Гоголь-центр]. Причем это ведущие артисты бывшего театра Гоголя – Светлана Брагарник, Александр Мезенцев, Ольга Науменко, Олег Гущин и т.д.» (http://gogolcenter.com/press/details/the-impact-of-the-opening-of-the-gogol-center-at-the-theater-of-the-situation-in-moscow). А вскоре выпустили и первый спектакль – «Митину любовь»; там было занято всего двое актёров, Ф.Авдеев и А.Ревенко, оба – не из яшинской труппы, но оба (по данным kino-teatr.ru) работают в Гоголь-центре с 2012 года. Хорошо, допустим, работали они «на условиях срочных договоров», но следующим спектаклем ГЦ стала «Ёлка у Ивановых», и там было занято большее число артистов. Приглашённых? Что ж, будем опираться на свидетельские показания: «Прежде чем сказать о том, как именно сыграна "Елка у Ивановых", стоит упомянуть о третьей важной особенности спектакля. В нем встретились, можно сказать, прошлое и будущее театра – чтобы на время стать его настоящим: вместе с воспитанниками Кирилла Серебренникова здесь играют актеры труппы Театра имени Гоголя. Той самой, которую сначала собирались вовсе распустить. Но в настоящий момент они, как и "Седьмая студия" Серебренникова, стали, как теперь следует говорить, резидентами, то есть законными обитателями театрального центра на улице Казакова. Можно сказать, что "Елка у Ивановых" оказалась символическим актом единения – особенно важным, если вспомнить страсти, которые кипели осенью вокруг "Гоголь-центра". Роль годовалого мальчика Пети незабываемо играет старейшина всей нынешней разномастной резидентуры – Майя Ивашкевич» (Р.Должанский, «Коммерсант» от 09 апреля 2013 года, см. http://www.smotr.ru/2012/2012_gogol_elka.htm).

Ещё цитата: «Элеонора Лапицкая в роли повара и лица от автора четко и отрешенно доносит авторские ремарки, параллельно разделывая курицу и кроша салаты. Сергей Реусенко, Людмила Чиркова и Эллия Суханова очень органичны в образах пожилых детей. И, конечно, великолепна старейшина театра Майя Ивашкевич, работавшая в свое время с Таировым, в роли годовалого мальчика Пети в чепце и с погремушкой, который оказывается самым мудрым из окружающих его людей» (М.Шимадина, «Известия» от 04 апреля 2013 года, «Гоголь-центр сделал ставку на молодежь и стариков», см. там же).

Для справки: М.Ивашкевич пришла в Театр Гоголя в 1961 году, С.Реусенко и Э.Суханова – в 1964-м, Э.Лапицкая – в 1968-м, Л.Чиркова – в 1973-м. Как это сочетается с альтернативой от Шерменёвой «все спектакли ставились и игрались на условиях срочных договоров с приглашенными артистами»? Никак, естественно: как говорится, два мира – два Шапиро.

Снова альтернативная история – на сей раз речь идёт о финансовых проблемах «Гоголь-центра»: «Учитывая крах рубля в конце 2014 года, затратное производство и сложности со спонсорами на фоне постоянных сплетен и доносов, столь любимыми СМИ скандалов, театр вошел в новый период дефицита». Вот и до новой хронологии дело дошло: оказывается, «крах рубля в конце 2014 года» (чёрный вторник 16 декабря 2014 года) каким-то сказочным образом поспособствовал финансовым нарушениям, выявленным Службой финансового контроля и бухгалтерского учета Департамента культуры города Москвы в ходе проверки, проводившейся с 26.11 по 25.12 2014 года. Хотите поворошить старое? Не советую.

Наверное, кто-нибудь может подумать, что альтернативная история отличается от нашей только в сторону, благоприятную для Серебренникова и тех, кто его назначил. Ничего подобного: там, где обитает г-жа Шерменёва, даже год на 1/3 короче, чем на нашей Земле. У них: «Все работы по изменению пространства Театра им.Гоголя выполнялись согласно российскому законодательству, через конкурсные процедуры, с прозрачным финансированием и заняли по времени больше половины года». У нас: «изменение пространства» началось 01.10.2012 (закрытие Театра Гоголя), а закончилось 02.02.2013 (торжественное открытие «Гоголь-центра»). Как видите, 4 месяца, точнее – 124 дня (чуть больше, чем треть года); стало быть, наша планета крутится вокруг своего Солнца на треть медленнее, чем альтернативная шерменёвская.

«Кроме того, можно было предположить, что даже если Земля изменилась, то изменились также его [её] органы чувств и память, так что все равно ничего не выяснишь». Во всяком случае, из показаний инопланетянки.
Не пролетите мимо!


P.S. В тему скандала, но не в тему поста. Небезызвестный г.Капков также подключился к «обсуждению» и, в частности, заявил: «Этот театр [«Гоголь-центр»] уже проверял московский госконтроль и аудит. Ничего не нашли» (https://www.kp.ru/daily/26682/3706049/). И это уже – не инопланетная логика (в духе бывшей капковской замши), но прямая и откровенная ложь неуклюжего функционера: проверка 2014 года проводилась, напомню, Службой финансового контроля и бухгалтерского учета Департамента культуры города Москвы, а возглавлял Департамент в то время именно г.Капков. И он (по тогдашней должности) отлично знает, что выявилось по ходу проверки и отражено в итоговом документе. В общем, деятеля, некогда утверждавшего, что он «не врёт и не ворует», в очередной раз, будем считать, поймали за руку. С чем и поздравляю мелкого врунишку.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2017 Москва.