«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Театр повторных спектаклей

22.12.2012 Источник: «Эхо Москвы». Блоги, автор Илья Абель, литератор.

1 декабря этого года Театр Ермоловой, руководимый с недавнего времени Олегом Меньшиковым, открыл свой очередной сезон. Из нескольких десятков спектаклей прежнего репертуара новый худрук выбрал четыре спектакля, перенес на сцену четыре спектакля своей антрепризы и заявил две премьеры.

В интервью известный артист говорил о том, что вроде бы посмотрел все спектакли, которые у ермоловцев шли до его прихода в театр в этом году. И не нашел ничего, кроме нескольких названий, что можно было оставить в афише теперешней.

Примерно такая же ситуация произошла с Театром Гоголя. Правда, там спектакли прежнего репертуара отсматривал не сам худрук, Кирилл Серебренников, а его агенты(!). Впрочем, это все же некая напрасная деятельность, поскольку очевидно, что и Олегу Меньшикову и Кириллу Серебренникову не понравится то, что шло до них на вверенных им по решению Департамента культуры города Москвы сценах.

Вопрос риторический: а что делать с теми спектаклями, что по решению нынешних худруков московских театров сняты с афиши? На подготовку их - костюмы, декорации, музыка, режиссура - затрачены прежде всего средства городского бюджета. И вот запросто, действительно по-лопахински, как недавно было замечено на сайте «Эха», все это выброшено чуть ли ни на улицу. В буквальном смысле слова. Не говоря уж о том, что в готовящихся постановках теперешних худруков Театра Ермоловой и Театра Гоголя не всем артистам названных театров найдется место, что не стоит специально объяснять из-за совершенной очевидности данного вывода.

Итак, в сухом остатке получается следующее: деньги , потраченные на снятые с репертуара постановки потрачены, в городе есть сотни, если не тысячи пустующих актовых залов школ, институтов, домов и дворцов культуры, есть артисты, которые могли бы играть спектакли. Но никто не хочет заниматься подобным возобновлением того, что сделано было профессионально и потому еще может быть интересно зрителям. То, что оно не нравится Олегу Меньшикову или Кириллу Серебренникову, еще не означает, что отвергнутые ими спектакли недостойны внимания зрителей. В конце концов, спектакли ставятся не для худруков, а именно для зрителей. И, если одни не хотят иметь дело с тем, что показывалось до них, до другие, наверное, с интересом посмотрели бы то, что шло в театрах, до которых с их окраин добираться долго и далеко.

В конце концов, если в Москве имелись кинотеатр повторного фильма или «Иллюзион», где ежедневно шли фильмы прошлых десятилетий и имели определенный успех у любителей кино, то что мешает создать Дирекцию проката спектаклей, снятых с репертуара из-за амбиций режиссеров или желания обновить афишу.

Наверное, на прибыль здесь не придется рассчитывать, как это характерно для того, что связано с культурой. Но кроме прибыли, как думается, гораздо важнее, что горожане смогут смотреть профессионально поставленные спектакли с хорошей игрой актеров. При этом, рядом с местом работы или проживания. Да и занятость актеров в данном случае немаловажный фактор. Их участие в тех постановках, которых сейчас нет в афише их родного театра, снимет некоторые проблемы внутри самих театров, поможет перевести сотрудничество с новыми худруками в более бесконфликтное русло.

Но речь не только о двух столичных театрах, а о всех театрах города. Каждый год в них что-то уходит со сцены в связи с различными причинами и обстоятельствами, подчас далекими от искусства и близкими к коммерции. Почему же в таком случае должны страдать зрители, если реально театр может прийти к ним. Естественно, речь не должна идти о повторении практики репертуарного театра, когда каждый день в нем играют новую пьесу.

Выездной спектакль может на одном месте играться неделями, например, или по два-три названия в месяц для разнообразия.

Понятно, что такая работа требует внимания, заботы и деятельности, ведь гораздо проще убрать спектакль с афиши и забыть про него, чем думать, как везти его на другой конец города. То, что такой нигилизм неправилен, что он, в конце концов, являет неуважение в горожанам - факт. Вполне закономерно, что финансирование постановок, которые теперь уже не увидишь, проходило и из бюджетных средств. В том числе, и из налогов горожан. Так что за свои же деньги они и теперь могут и должны получить возможность увидеть то, что им будет интересно, что есть хорошая театральная работа и то, на что есть потребность и желание посмотреть.

И дело только в том, проявит ли Департамент культуры города Москвы государственное отношение к культуре или станет и с подобным предложением разбираться столь же радикально, как с двумя столичными театрами. Точно по-фамусовски: «с плеч долой!». Если так, то совершенно напрасно, недальновидно и не по-хозяйски, как представляется с точки зрения зрителя.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.