«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Галина Волчек: я благодарю все, что было — ни от чего бы не отказалась

19.12.2013 Источник: РИА Новости.

Накануне своего юбилея худрук "Современника" рассказала РИА Новости о том, как ей удается сохранить театр "живым", о том, что пост худрука театра требует большой жертвенности, и о "модельерах от театра", способных его погубить.

Галина Волчек: я благодарю все, что было — ни от чего бы не отказалась19 декабря свой 80-летний юбилей отмечает Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник", который она возглавляет более 40 лет. Накануне праздника с народной артисткой СССР беседовала Наталия Курова.

— "Современнику" скоро исполнится 60, а он в хорошей творческой форме и по-прежнему любим зрителем. Как вам удается сохранять театр "живым" и в полной мере соответствующим своему имени?

— Несмотря на то, что нас постоянно хоронят, начиная с ухода Олега Ефремова и по сей день, как я говорю, вколачивают гвозди в несуществующий гроб "Современника", мы живы, работаем, открываем новые имена, и нас поддерживает своим вниманием и любовью зритель. Конечно, мы никогда не забываем и стараемся сохранять главные принципы, заложенные основателями "Современника". "Современник" должен реагировать на то, что происходит в жизни, у театра и его творцов должно быть острейшее чувство времени, которое меняется с невероятной быстротой и силой.

— На афише "Современника" — и классические произведения, и современная драма. Как вы находите свой материал, чем руководствуетесь при отборе?

— Главное — про что. Какие темы, проблемы, вопросы, затронутые в пьесе или прозе, могут сегодня "катапультировать" зрителя из его удобного домашнего кресла. Какая мысль, какая эмоция поможет нам наладить связь с публикой. Я не люблю, когда классику трансформируют внешним путем — надели джинсы на Гамлета и делают вид, что это и есть осовременивание. Для меня современный подход связан с внутренними конфликтами, взаимоотношениями, ритмами, созвучными тому, что происходит за окном. И если этого в пьесе нет, то мне такая драматургия не интересна. Но мы не сидим и не ждем — мы ищем молодых драматургов, режиссеров.

— Вы первыми отдали на откуп молодым режиссерам Другую сцену "Современника". И сегодня там сформирован уже интересный и разнообразный репертуар. Как вы сами оцениваете результаты этих опытов?

— Я всегда считала, что залог жизнеспособности театра — в молодой труппе, которую я собирала с нежностью и любовью, в молодых режиссерах, не только талантливых, но способных почувствовать и понять направление "Современника". Я всегда знала, что жизнь театра — в смене поколений, которая, как я мечтала, проходила бы незаметно, естественно. И здесь наши опыты с молодой режиссурой, которые после нас подхватили и другие театры, многое дали. Те три режиссера, которые в результате сейчас работают в "Современнике", — безусловное приобретение. Я говорю о Кате Половцевой, Егоре Перегудове, Кирилле Вытоптове, которые сегодня ставят спектакли уже и на Основной сцене. Вырастить режиссера гораздо труднее, чем актера, но наши ребята нас пока не разочаровывают.

— Галина Борисовна, вы известны и как замечательная актриса, зрители помнят ваши роли и на сцене раннего "Современника", и в кино. Вы не жалеете, что больше не выступаете в этой ипостаси? Когда вы поняли, что главное ваше призвание — режиссура?

— Я выбрала режиссуру сразу. И никогда не рвалась на сцену. Ефремов тогда всех нас заставлял играть. А меня с самого начала привлекала именно режиссура и была интересна гораздо больше, чем все мои роли. Я знаю, что многие говорили: "Ну вот, была она артистка, вроде хорошая, и зачем начала заниматься этим делом, да еще главным режиссером стала?" Но пусть говорят, что хотят, а для меня главное было — сохранить театр, которому я отдала жизнь.

— Женщин-художественных руководителей театров можно пересчитать по пальцам одной руки. Почему, как вы думаете?

— Не знаю, да и не задумывалась на этот счет. Просто эта должность — будь то мужчина или женщина — требует, на мой взгляд, очень большой жертвенности и, наверное, не каждый на это способен. Худрук думает не только о репертуаре, но и о каждом артисте труппы. И когда актер долго не играет, у меня начинает "сосать" внутри. "Современник" — репертуарный театр, и я не могу поставить спектакль на одного артиста или артистку. Но я буду не переставать думать об этом и искать какую-то возможность, чтобы найти подходящую и интересную роль для них.

— Что касается репертуарного театра, вы уверены в его будущем?

— Надеюсь, что "модельеры от театра", как я называю тех, кто сегодня определяет моду на театр, его не умертвят. Но если все-таки им такое удастся, то только на малый промежуток времени. И репертуарный театр, привлекающий людей не придумками на диване и разными фишками, а чем-то подлинным, настоящим, непременно победит.

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать режиссер?

— Наша профессия вбирает в себя все: работа с актером, знание литературы, музыки, сценографии. Но во главу угла — внимание и непреходящий интерес к человеку. Как он трансформируется во времени, в пространстве, в понятиях, как изменяются взаимоотношения людей друг с другом. У режиссера должен быть собственный взгляд на время и мир, он должен знать и понимать, что происходит за окном, а не, сидя на диване, придумывать любопытные штучки. Я такую режиссуру не люблю и никогда не хотела бы ей заниматься. Для меня никто еще ничего не придумал гениальнее, чем Станиславский в его открытиях. Это совсем не значит, что я не понимаю и не ценю опытов Мейерхольда и других великих режиссеров. Но, тем не менее, главное в искусстве для меня — в этом реформаторе сцены. В моей жизни были непререкаемые авторитеты. Это — Георгий Товстоногов, Федерико Феллини — он для меня надо всем вообще, Джорджо Стрелер. Эти художники являют собой целые эпохи в искусстве.

— Кроме театра, когда выдается свободная минута, чем занимаетесь? Есть какие-то любимые увлечения?

— Чтение, в первую очередь. Раньше читала больше, а сейчас удается только в отпуске, потому что для этого должны быть абсолютно свободные мозги. А это в моем случае большая редкость. Я всегда смотрю новости. На человека творческой профессии влияет все: пожар в доме престарелых, наводнение, любой катаклизм, который случается в мире. Ну как можно не знать, в чем мы живем, как эта жизнь происходит? Что тогда будет питать твое воображение? Я даже смотрю программы, которые многие не приемлют, типа малаховских. Смотрю, чтобы знать, кто нас окружает не только в ближнем, но и в дальнем круге, чтобы знать о человеке все, что можно и нельзя. Но, правда, смотрю, когда бывает время, а с этим у меня напряженно.

— А путешествовать любите?

— Раньше любила, но сейчас мне это трудно из-за здоровья. Ведь путешествие предполагает беготню, переезды, смену картин, мне уже это не под силу. Я любила Америку, с этой страной в моей творческой биографии многое связано, Германию. Это все те страны и города, где проходили гастроли "Современника", или где я ставила спектакли. Так что, где бы ни была, чтобы ни делала — мысли о театре не оставляют.

— Как вы относитесь к датам, тем более таким важным, юбилейным?

— Я плохо отношусь к цифрам — не хочу знать и не хочу думать об этом. Поэтому всегда в свой день рождения я куда-нибудь уезжаю. Сколько бог положил, столько мы и проживем. Важно, чтобы жизнь наша не была пустой, придуманной, а была естественной, и чтобы все, что ты любишь, тебя окружало.

— Если начать все сначала, вы повторили бы свой путь?

— Безусловно. Я благодарна всему, что было. Даже тем недоброжелателям, которые много попортили мне в жизни. Но я и им благодарна, потому что научиться общаться с теми, кто тебя недолюбливает, или даже с явными врагами, особенно если они умные, — это здорово! Так что все бы повторила, ни от чего бы не отказалась.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.