«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Информация, однако

06.12.2012 Источник: dik-dikij.livejournal.com, автор: Алексей Битов (poziloy), фото: Игоря Казакова.

Информация, однакоНачну на канцелярском: вчера в Государственной Думе в формате круглого стола прошли слушания по вопросу «О практике реализации законодательства Российской Федерации в сфере театрального дела и театральной деятельности». Далее перехожу на слог поэтический: и я там был. Мёда и, самое главное, пива, к сожалению, не давали; видимо, конец года, все фонды выбраны, но это уже суровая проза.
О других, кто там был (надо полагать, пива с мёдом им тоже не досталось).

Начну с депутатов. Вёл круглый стол Д.Новиков, по ходу выступили также О.Смолин и Е.Драпеко. Зампред думского комитета по образованию Смолин весьма доказательно говорил о неприменимости критериев «эффективности» по Ливанову, как минимум, к ВУЗам, связанным с культурой (в том числе – к театральным). Драпеко ограничилась обсуждаемым на слушаниях законопроектом, причём высказалась о нём весьма резко. Явно не испытал восторга по поводу обсуждаемого документа и ведущий Новиков.

Гости из Воронежа и Череповца были достаточно осторожны в оценках – как и представители профсоюза. Л.Фомина (председатель московского отделения профсоюза работников культуры) сказала, что объективные критерии оценки актёров отсутствуют; между тем, законопроект предполагает такую оценку проводить регулярно, но не даёт ответа на вопрос «А судьи кто?». А один из выступающих, представитель балета Семиреченский Иван, напомнил про недавнюю «переаттестацию» работников МВД; с результатами там, прямо скажем, как-то не очень. Из московских худруков первым взялся за микрофон И.Райхельгауз («Школа современной пьесы»); он сетовал на малую эффективность подобных дискуссий и на нехватку других законов о культуре.

А.Перелякина, исполняющая обязанности председателя профкома Театра Гоголя, тоже говорила о конкурсах и тоже – достаточно скептически. А вот затем выступила С.Врагова, создатель и худрук Театра «Модернъ», и это было выступление в защиту русского репертуарного театра. Что касается разговора о якобы-смерти репертуарного театра – нет, Врагова, не назвала конкретные фамилии, но чётко сформулировала, «откуда растут ноги»: речь, понятно, идёт о группе критиков, ориентированных на Германию. Кстати, соглашусь, что «пронемецкое» лобби внесло немалый вклад в нынешнюю свистопляску, но главную ли? есть тут, право, некоторые сомнения. Впрочем, о чиновниках Врагова не забыла – она прямо сказала о некомпетентности руководителя Департамента культуры г.Москвы С.Капкова, и тут уж с ней не согласиться трудно. Тему некомпетентности г.Капкова подхватили другие выступающие – представители кукольного театра «Волшебная лампа» и ДК ЗИЛ, разогнанного капковской протеже. Впрочем, представитель Театра Образцова тоже поведал немало интересного, хотя этот театр находится в подчинении федерального Министерства культуры (г.Мединский, напомню, тоже реформатор, хоть куда).

А что же актёры? Выступили В.Коренев, Е.Папанова и А.Голобородько, но добрых слов в адрес «реформаторов» не нашлось и у них (в частности, Папанова категорически против актёрских конкурсов). При этом никто из выступавших, естественно, не утверждал, что в нашем театре всё прекрасно; вопросы возникали про того, кто и как эти реформы проводит. Единственным, кто попытался заступиться за «реформаторов», был всё тот же Райхельгауз; нет, ему тоже не нравится, что и как они делают, но он всё же предполагает, что люди эти хотят, как лучше... Тут тоже соглашусь: безусловно, они хотят, как лучше, вот только для кого, как думаете?

Попутно были озвучены два особо мудрых капковских распоряжения – о проверке эффективности расходования бюджетных средств учреждениями культуры (Приказ № 901, о нём сказала Фомина) и о запрете худрукам критиковать деятельность Департамента (этот секрет Полишинеля раскрыла Врагова). Нет-нет, проверки проводить надо, кто бы спорил, но к капковским «проверкам» после явной лжи в ситуации с Театром Гоголя и некоторых других странных заявлений доверия. Что касается запрета на критику – мы рассчитываем выложить этот документ, как только получим копию; особенно приятные эмоции должен испытать по этому поводу некто Кирилл Семёныч, так обожающий называть своих оппонентов «совками»...

Кстати, представителей Департамента культуры на слушания пригласили, но они, как обычно, не явились – струсили (крыть-то нечем). А забавно было бы их послушать, право, а то ребята только и умеют, что врать в дружественной аудитории.

После выступлений была ещё недлинная дискуссия. В.Сторчак вновь озвучил своё известное предложение о назначении худруков на конкурсной основе (кстати, г.Райхельгауз объявил, что он – не против). Что касается меня, я тоже сказал несколько слов в самом конце – в частности, о том, что борьба на уничтожение репертуарного театра ведётся тихой сапой и оправдывается нелепыми и лживыми предлогами. Ну, и о том, что действительно неплохо бы провести переаттестацию и проверку обоснованности расходования бюджетных средств, начиная непосредственно с Департамента культуры. Впрочем, свою аттестацию г.Капков уже прошёл – точнее говоря, с треском не прошёл, и пора бы г.Собянину обратить внимание на это обстоятельство, а не закрывать глаза на очевидные проколы своего подчинённого.

Это, собственно, всё. Каюсь, перечислил отнюдь не всех выступавших и не все поднятые темы, но тогда получилась бы «Война и мир». Увы, за плугом я ходить не умею.

Хочется всё-таки верить в лучшее, несмотря ни на что.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.