«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Кто не на контракте, тот — в антракте

18.04.2013 Источник: Общественная палата Российской Федерации.

Кто не на контракте, тот — в антракте9 апреля на слушаниях в ОП обсуждались перспективы, проблемы и последствия театральной реформы.

Тема мероприятия возникла в связи с внесенным в Правительство РФ проектом поправок в Трудовой кодекс РФ, касающихся «регулирования оплаты труда творческих работников», а по сути – переходом театров на конкурсную и контрактную систему.

Открывая мероприятие, член ОП Елена Лукьянова призвала членов профессионального сообщества – художественных руководителей театров, представителей творческих союзов и специалистов по трудовому праву, поделиться своим видением того, как будет проводиться реформа и какие риски могут возникнуть в ходе ее реализации?

Обращаясь к участникам слушаний, член ОП Сергей Абрамов отметил, что преимуществом любого репертуарного театра является постоянная труппа. «Но в то же время, - подчеркнул член ОП, - театральный коллектив нуждается в регулярном обновлении, поскольку его оптимальный состав требует определенного соотношения – и по возрасту, и по полу, и по амплуа актеров. То есть, перед руководителем театра стоит многофакторная задача – надо сохранить костяк, при этом регулярно пополняя труппу. Плюс надо заботиться и о постоянной занятости актеров в спектаклях».

Сергей Абрамов считает, что эффективно решать эти задачи можно лишь при наличии у руководителей театров определенного набора полномочий, в том числе, права заключать с членами труппы срочные договоры.

Заместитель директора Театра Сатиры Марк Гурвич уверен, что контрактную систему в театрах нужно вводить обязательно, поскольку, действительно, любому творческому коллективу необходима ротация. И, безусловно, предлагаемые поправки призваны эту задачу решить. «Но в проекте нет никаких разъяснений о том, каким образом перейти на такую систему, обеспечив при этом социальные гарантии тем работникам театра, контракт с которыми не будет заключен», - отмечает он. Эксперт уверен, что в таком виде закон принимать нельзя.

С этим мнением согласилось большинство участников слушаний. Председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис считает, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Он предложил создать рабочую группу с участием не только специалистов по трудовым отношениям, но и ведущих представителей отрасли, для выработки предложений по совершенствованию законопроекта.

Заместитель Председателя Союза театральных деятелей Геннадий Смирнов, который участвовал в разработке законопроекта, пояснил, что речь идет только о востребованности конкретного работника в конкретном театре.

«Такой подход дает возможность руководителю сбалансировать труппу, разнообразить репертуар театра», - поясняет Смирнов. Но, поддерживая закон в целом, СТД также подчеркивает, что реформирование трудовых отношений руководителя театрального коллектива с труппой должно сопровождаться комплексом мер социальной защиты для работников, причем не только достигших пенсионного возраста, но и всех остальных. В Союзе считают, что сами театры должны в какой-то мере обеспечить такие гарантии.

«При каждом театре должен быть создан фонд поддержки работников труппы, куда будут отчисляться какие-то средства от продажи билетов», - предложил Смирнов.

Худрук «Театриума на Серпуховке» Тереза Дурова подчеркнула, что увольняя актера, руководитель коллектива должен быть уверен в том, что у него есть полный пакет социальных гарантий до тех пор, пока он не найдет новую работу.

«И обеспечить такие гарантии должно государство, никакие актерские фонды и творческие союзы не являются здесь альтернативой, поскольку все мы понимаем, насколько унизительно творческому человеку обращаться за материальной поддержкой в какой-либо фонд. Поэтому, если закон, который мы сегодня обсуждаем, призван действительно помочь развитию театра, к нему должна прилагаться четкая социальная составляющая», - заявила Дурова.

Заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Евгения Шерменева обратила внимание присутствующих на то, что закон дает именно возможность развития, в том числе, провинциальных театров.

«Новый подход позволит театрам в регионах заполучить хороших актеров, с которыми по тем или иным причинам не заключат контракты крупные столичные театры», - считает она. Шерменева привела в пример молодых режиссеров, которые сегодня много мигрируют по стране, работая с различными театрами на срочных контрактах.

«Кроме того, - добавляет чиновник, - закон позволит руководителем театров эффективнее расходовать бюджет. Сейчас они вынуждены тратить бюджетные деньги на оплату тех, кто не занят в спектаклях, а для привлечения нужных актеров искать внебюджетные средства».

Подводя итоги слушаний, Елена Лукьянова констатировала, что четкого понимания о том, как, и на каких условиях будет реализовываться переход театров на контрактную систему, у присутствующих, похоже, нет. Она заверила, что ОП готова предоставить площадку для дальнейшего обсуждения проекта поправок и выразила готовность привлечь необходимых специалистов для выработки предложений по совершенствованию законопроекта.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.