«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

В поддержку артистов театра Гоголя. О ситуации вокруг театра

08.10.2012 Источник: Профессионалы.ru, автор: Алексей Козлов, актер, режиссер.



No pasarán! – «ОНИ» не пройдут!!!

«Жизнь человеческого духа» –
«главная творческая задача искусства».
К.С. Станиславский

Предупрежу читателя сразу, я – пристрастен… очень пристрастен… я – эталон пристрастности. Те «люди» о которых я буду писать – либо очень недалекие и необразованные хапуги, либо вредители по отношению к своему народу, либо, хочется в это верить – просто обмануты нечистоплотными «экспертами» и «деятелями» от культуры.
Я (читайте – МЫ) не позволим разрушать Русский репертуарный театр, не позволим мерзости стать на подмостки официально, не позволим загнать Великий Русский театр в подвал, превратив НОРМАЛЬНЫХ актеров и актрис в маргиналов, короче, не позволим выгнать из нашего Дома и Храма!!! Да, я буду писать и о порядочных, настоящих людях и больших художниках, и надеюсь, проницательный читатель во всем разберется…
7 АВГУСТА, МОСКВА, ТЕАТР ГОГОЛЯ… (извините, немного хроники)
«В начале августа (5го августа) театр открыл новый 88-й сезон. На сборе труппы художественный руководитель театра С.И. Яшин озвучил планы на ближайшее будущее. Однако, уже через день (7го августа) коллективу театра на экстренном собрании руководитель Департамента культуры г.Москвы С.А.Капков объявил, что у театра Гоголя поменялось руководство. Вместо народного артиста РФ, лауреата премии г.Москвы в области литературы и искусства, кавалера Ордена Почета, ученика великого режиссера А.А.Гончарова, профессора, назначен К.С.Серебренников, и было объявлено о кардинальном «переформатировании» театра.»
А теперь разберемся, кто есть «ху» (анг. транскрипция слова «кто»)
90-е.(годы)
Зритель становится эквивалентом не просто успеха театра, но и его финансовой состоятельности. Всевозможные рейтинги и иже с ними. Начинается борьба за эти показатели, благо свобода и можно всё. И вот панацеей становится форма, с легкой руки Антона Павловича ставшая единственным критерием художественности театрального зрелища. Сначала яркая, затем – странная. Ажиотаж длился не долго. Форма приобретает еще более «изысканный» и странный вид. Всплески зрительского интереса еще короче. Менее чем за 20 лет, форма становится «форматом».
Ничего не напоминает?
Например, «переформатирование».
Смотрим биографию «перереформатора», с его, кстати, сайта (http://kira.popular.ru/resume/):
…Театральное существование я начал совмещать с телевизионным с 1991 года…
О как… к-а-а-акое совпадение.
И далее… а в прочем, противно… не буду…

Следующий «фигурант» (http://ria.ru/spravka/20110930/446661796.html):
«В 1998 г. окончил Волго-Вятскую академию государственной службы по специальности "Государственное и муниципальное управление".
1999 и 2000 годах руководил предвыборными кампаниями Романа Абрамовича на выборах в Госдуму и на губернаторских выборах в Чукотском АО.
6 марта 2011 г. Сергей Капков был назначен директором столичного ЦПКиО имени Горького, из-за чего оставил депутатский мандат.
30 сентября 2011 г. стало известно, что Сергей Капков назначен руководителем Департамента культуры Москвы.
Сергей Капков – вице-президент Российского футбольного союза.
Председатель правления Фонда "Национальная академия футбола".
(понятно, что здесь не все о деятеле культуры, но… перейдите по ссылке выше…)
А теперь еще одна ссылочка – фестиваль-школа современного искусства «ТЕРРИТОРИЯ» театральный квартал, угадайте кто в учредителях и дирекции… (http://www.territoryfest.ru/).

«17 мая 2012г.
Один из проектов фестиваля планируется провести в Парке Горького
Увидеть невероятное представление, где главный исполнитель — многотонный строительный экскаватор, смогут не только студенты-участники Фестиваля 2012 года, но и каждый посетитель парка.»
И снова: к-а-а-акое совпадение.
Искусство театра, построено только на одном – нашей человеческой способности к сопереживанию. И следуя за гениальным Станиславским, понимавшим суть сценического, актерского искусства как никто, повторим: предметом исследования театра является – «жизнь человеческого духа». И ничего более.
Невозможно сопереживать форме или сочувствовать формату, но только человеку, его борьбе, борьбе за или против… только вместе с понятным нам героем мы можем радоваться или страдать… т.е. становиться лучше, чище. Не понимая, но ощущая, пропуская через себя те нравственные идеалы, с которыми все мы умозрительно, конечно знакомы, а некоторые догмы по десять раз на дню цитируем ближним своим.
А вот теперь о главном:
«Жизнь человеческого духа» – «главная творческая задача искусства». (К.С. Станиславский), простите, что снова цитирую классика, но «переформатируй» ее (задачу), и получим предмет исследования – «человеческую мерзость».
Скажете, передергиваю, подтасовываю, играю словами?
Я видел сценические и кино «шедевры» своего прославленного земляка (К.Серебренникова), еще с начала его карьеры в Ростове-на-Дону. Видел и московские. Одна тема варьируется – разрушение, разложение, в общем – мерзость, доведенная до физиологической достоверности. Не более…
О профессии, я имею ввиду режиссуру – не идет и речи!!! Цитируя Павла Любимцева (профессор Театрального института Б.Щукина) спектакли Серебренникова – самая страшная, «махровая» самодеятельность!!! Они скучны, или в лучшем случае странны. А зачастую, повторяюсь – мерзки. Критика их либо ангажирована, либо… ну, тут большой вопрос… серьезные театроведы или разгромные статьи не попадают в информационное поле. Только «Осанна…» новому «гуру». Повторяюсь, человек объективно не владеет профессией как ремеслом, и не надо отговорок про талант, его там тоже нет… есть пиар!!!
А теперь обратимся к Словарю-справочнику по психоанализу, Лейбин В. 2010 г. (http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/inversija)
ИНВЕРСИЯ (лат. invercio – переворачивание, перестановка) – замена человеком внешних объектов или их элементов, а также свойственных ему внутренних желаний, мотивов деятельности на другие, нередко противоположные.
Понятие «инверсия» было использовано в 1882 году французскими врачами – психиатром Ж. Шарко и неврологом М. Маньяном. В начале 1884 года Э. Глей пытался по-своему объяснить инверсию, исходя из бисексуальности человека. В начале ХХ столетия к проблеме инверсии обратился З. Фрейд, который в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) рассмотрел отклонения в поведении людей, имеющиеся в отношении сексуального объекта. Речь шла о мужчинах, сексуальными объектами которых были мужчины (гомосексуализм), и женщинах, для которых таким объектом являлись женщины (лесбиянство). Факт подобных отношений, то есть сексуальная ориентация человека на лицо собственного пола, получил название инверсии, а лица, придерживающиеся такой сексуальной ориентации, – стали называться инвертированными…
Ну, и так далее…
Вам все еще кажется забавным???
Мне уже нет.
А ведь именно таким образом инвертируют, реформируют, переформатируют, то, что мы по результату называем – современным искусством.
Повторюсь, образы, пропущенные через себя, свои ощущения, присваиваются зрителем, и вот здесь вопросец: а что это будут за образы - художественные или физиологические?
Присваиваются!!!
Можно, сколь угодно много и долго говорить, что не дело актеров и театра воспитывать, но психофизика, или если угодно психология зрительская именно такова. И «пена» поднявшаяся в сложные девяностые изо всех сил пытается удержаться, разрушая, перекрашивая, переформатирую под себя целые народы. Посмотрите историю, увидите, что я прав.
Общедоступный театр это не общедоступная женщина, не наркотики, не оружие, ни нефть или газ, такой театр не может быть прибыльным. Прибыльным может быть только общедоступный «гадюшник».
Катарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление) в таком переформатированном театре заменяется на оргазм, и это в лучшем случае.
Далее опять процитирую одну из своих статей, уж простите зануду:
«…Да, сегодня в театре на самом деле практически исчез творческий или социальный «лифт», многие действительно «засиделись» перекрывая кислород всем и всему, а главное у русского репертуарного театра появилась не просто «фронда», а всеми фибрами души его, репертуарный театр, ненавидящее движение, и уже, кстати, совсем не молодых деятелей оставшихся без «кормушки».
Я лично неоднократно слышал об «убожестве колонного театра», его ветхости, несостоятельности. Разговор с директором Центра драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева поверг меня в шок – репертуарный театр воспринимается как враг. И этот «очаг искусства» не одинок. Почему?
А все просто у них есть «паства», их контингент – «невходные», …та самая молодая режиссура, не имея голоса на подмостках «официального» театра, ищет, и находит другие возможности для своего таланта, и уже закаленная, но озлобленная, восстает в своих проявлениях на «родителя». Мы, зрители, смотрим и сравниваем. В чью пользу??? Угадайте с трех раз…»
Вот они, эти «другие возможности», всевозможные центры непонятно чего… но только это уже не театр, точнее не наш великий Русский Театр.
Но вернемся к театру Гоголя и его руководителю Народному артисту России Сергею Яшину.
Помимо художественного руководителя в театре ЧЕТЫРЕ режиссера, плюс молодой актер – студент режиссерского факультета Театрального института им.Б.Щукина, причем не «своего» мастера учится, а у М.Борисова, и уже поставил спектакль на сцене театра Гоголя. В каком еще театре руководитель ТАК относится к коллегам и думает о будущем. На моей памяти в Москве это только А.Бородин в РАМТе, да простят мою неосведомленность остальные.
Собственный курс режиссеров в Щуке. Дипломный спектакль актерского курса от туда же, причем играют спектакль в театре, и уже приглашены туда работать.
А если говорить о репертуарной политике. О Сергее Яшине говорят как об одном из последних читающих режиссеров. Именно он дал сценическую жизнь ранее неизвестной пьесе А.Платонова, вернул к жизни Мура (Георгия Эфрона), сына М.Цветаевой.
Занимаясь на деле воспитанием молодых артистов и режиссеров, развивая и пропагандируя те лучшие традиции Русского театра и театральной педагогики, лауреат многих настоящих премий, признанный нашим профессиональным сообществом, был, извините, «слит» чиновничьей волей.
А теперь внимание!!!
Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (полностью его можно прочитать тут http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html) был принят Госдумой, Советом Федерации в конце 2010 года, а президентом подписан - в начале 2011-го. При этом оговаривалось, что его основные нормы вступят в силу с сентября 2012 года.
Господин Капков, какие информационные знаки будут нанесены на афиши Серебренникова и Ко??? 16+, 18+? А может 6+?
Про экскаватор для всей семьи помните???
Дорогие коллеги: актеры, режиссеры, главные режиссеры и художественные руководители, Мастера и Мэтры, если мы не объединимся против подобного мракобесия, подобная судьба ожидает всех нас, наших детей. Поверьте, не пересидим… не рассосется (!)само… нас всех «переформатируют». Коснется всех!!!
Поймите и вы, господа из Департаментов, Министерств, Управлений и Отделов культуры – вы НЕ начальники над театрами, вы ОБСЛУГА. Согласно Конституции РФ вы осуществляете ПРАВО граждан, в данном случае «…на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям…»(статья 44).
И мы, ваши работодатели говорим: No pasarán! – «ОНИ» не пройдут!!!
Мы обращаемся к разуму «государевых» людей – сохраните уникальный Репертуарный театр! Помогите Храму Человеческого духа!
Услышьте – вас обманули!!! «Они» не хотят развиться параллельно, «они» должны уничтожать, ибо в сравнении проиграют и останутся без кормушки!!! Свет всегда поглощает тьму!!!
И лучше вам услышать, а то не ровен час мы вас тоже «переформатируем»… или «инвертируем».
P.S. 30 сентября актеры театра Гоголя играют «последний» спектакль… потом закрытие «на ремонт». Давайте поддержим всем театральным миром!!! Всем миром порядочных людей!!! Мы сила, а не они!!! Пусть нас будет очень много!!!
Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.