«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Неизменное

06.02.2013 Источник: dik-dikij.livejournal.com, Алексей Битов (poziloy)

НеизменноеИтак, торжественное открытие виртуального «Гоголь-центра» состоялось. Судить о нём с чужих слов едва ли возможно; впрочем, многое даже такому не-Нострадамусу как я удалось прокомментировать досрочно: «Разумеется, сторонники Капкова и Серебренникова будут бить в фанфары и кричать о своей победе. Не надо ходить к гадалке: после церемониального действа 3 февраля критическая тусовка разразится победными реляциями в самых разных СМИ, не говоря уже о социальных сетях. Кстати, действо и впрямь может получиться: Серебренников как режиссёр плох прежде всего тем, что не умеет ставить цельные спектакли, а тут цельность, как нетрудно догадаться, не обязательна. Но ещё смешнее другое: даже если церемония ограничится жарким сценическим поцелуем Серебренникова с Капковым, и ничего более зрителям не покажут, авторы реляций всё равно напишут, что столь красочного зрелища мир не видел ещё никогда. Работа у них такая, ничего личного; впрочем, поцелуем, уверен, дело отнюдь не ограничится» (Предварительные итоги).

Отмечу, впрочем, две детали: во-первых, само действо весьма смахивало на корпоратив – вплоть до того, что некоторых актёров (не только оппозиционеров) туда не пустили, несмотря на пригласительные билеты. Кстати, не уверен, что эта инициатива исходила от Серебренникова – слишком пахнет Капковым, то же самое произошло и на недавнем юбилее ДК ЗИЛ.

А во-вторых... Понятно, СМИ в похвальных эпитетах особо не стесняются, вплоть до «Нет слов, настолько сильное впечатление, это гениально» (В.Церетели, см. tvrain.ru). Несомненно, кто-кто, а Василий Зурабович знает толк в истинном величии, это, типа, наследственное (от памятника Петру I, наверное). А вот неофициальные (не отписавшиеся в СМИ) очевидцы оценивают открытие куда более скромно, но сугубо на приватных началах. Короче, кому верить на слово, а кому – нет, каждый пусть выбирает себе сам.

Впрочем, мимо одного отзыва пройти не могу. Дело в том, что на любимом капковском канале «Дождь» Церетели-младший проявился только в самом конце, а основным свидетелем выступала известная О.Шакина. Как думаете, что она испытала по ходу? Да, конечно, его самого: «Тут все зарыдали. Это дрезина поехала, там уже сидят все артисты, и она посмотрела на дрезину и говорит, я не смогу влезть. Они ее туда втащили. Это был полный катарсис». Стало быть, констатируем: катарсис на корпоратив всё-таки как-то проник, охрана его не завернула (или, возможно, это был корпоративный катарсис).

Есть, правда, у меня в загашнике и более любопытный отзыв, но его пока придержу; вернусь к откровениям г-жи Шакиной: «они сразу начинают работать. Они начинают работать со спектаклями Седьмой студии, которые шли на Платформе на Винзаводе, а дальше новые проекты. Может быть, у них получится премьера весной, но то, что этот театр не закроется с сегодняшним вторым блоком премьеры, это точно». Ещё раз напомню: в феврале большая сцена будет занята с 8 по 10 февраля и с 14 по 17. Без комментариев.

Наконец, финальная сентенция: «Я не отношусь к числу фанатов, я считаю, что это очень талантливый режиссер, но то, что вчера было, все сошлись на том, что это беспрецедентно, абсолютно европейский театр». Про «абсолютно европейский» – давайте запомним пока.

Отмечу ещё и реплику по ходу ведущей Л.Кремер: «Я вчера читала замечание в соцсетях о том, что несмотря на то, что актеры Театра Гоголя, которые участвовали в этом спектакле, все-таки не соответствовали современному стилю Кирилла Серебренникова». Не исключено, что более продвинутые читатели (те, кто кроме соцсетей почитывал ещё и дедушку Крылова) на этом месте вспомнят басню «Осёл и соловей»: «А жаль, что незнаком / Ты с нашим петухом; / Еще б ты боле навострился, / Когда бы у него немножко поучился». Простите, но из басни, как из песни, слов не выкинуть.

А что же главные герои – г.г. Капков и Серебренников? Главный культурист Москвы гостил в понедельник у В.Познера и наговорил, как всегда, массу всяких интересностей, из которых напомню сейчас лишь одну: г.Капков заявил, что культура должна быть космополитической. Стоп, а на фига нам тогда «абсолютно европейский театр»? И вообще, они там декларируют вроде как стремление к мультикультурности, что предполагает объединение разных культур, то есть не отрицается, что единой культуры не существует. Так что же в таком случае г.Капков лезет поперёд батьки в пекло? Пусть отдохнёт пока, подождёт, а вот когда Европа объединит все культуры в одну (если объединит и если Капков, дай ему Бог достичь Мафусаилова возраста, до этого доживёт) – вот тогда и настанет пора перенимать новый передовой опыт, а сегодня рановато. Или Европа нам не указ? Тоже дело, но тогда какая доблесть, скажите пожалуйста, в том, чтобы копировать у себя «абсолютно европейский театр»? Короче, разберитесь сначала между собой, господа любители нового искусства, а потом уж выносите ваши предпочтения на общий суд.

Ну, и, наконец, сам худрук даёт интервью Анд.Архангельскому – правда, ещё до открытия «Центра», 28 февраля (kommersant.ru).

Интервьюер спрашивает об актёрах бывшего Театра Гоголя: «То есть с одной частью вы стали сотрудничать, а с другой не стали?» Серебренников, не дрогнув, отвечает: «Понимаете, я перед приходом в театр ходил на спектакли, смотрел, смотрел... И пытался понять, смогу я с тем или с этим человеком работать или не смогу». Странно: раньше г.Серебренников что-то о своих многочисленных походах в Театр Гоголя не вспоминал; возможно, с проклятой амнезией наконец-то покончено. А возможно, и нет, потому что встаёт естественный вопрос: когда г.Серебренников «смотрел, смотрел...»? Напомню, по официальной версии он не намеревался перебираться на улицу Казакова чуть ли не до самого последнего момента. А летом театр закрылся, наступило межсезонье; худруком Серебренникова назначили, когда новый сезон ещё не начался, а потом он уехал в Европу и вряд ли мог ходить на спектакли из такого далека. Наконец, к возвращению Серебренникова театр того... закрыли, спектакли больше не шли и ходить было решительно некуда. Что-то не складывается, извините.

Ладно, поехали дальше. Вопрос: «А у вас есть некое обязательство перед государством – какое-то количество спектаклей классических поставить?» Ответ Серебренникова: «Нет, Сергей Капков сказал: мы будем судить театр или художников по тем задачам, которые они сами перед собой ставят».

Ещё вопрос: «По поводу экономики все-таки еще раз. От вас требуют какой-то прибыли, хотя бы символической?». И ответ: «Нет. Театр прибыли не приносит. Ни один театр в России прибыли не приносит». Спросите, что тут не так? Да нет, наоборот, всё правильно, оценивать театры по количеству постановок может только откровенный дуболом, а с тем, что театр не для того создаётся, чтобы прибыль учредителю приносить, тем более спорить нелепо. Но есть одна закавыка: «Театры оценим по количеству зрителей и новых постановок, по участию в фестивалях и отзывам критиков». Эти слова, между прочим, принадлежат г.Капкову и сказаны им 10 октября прошлого года (vedomosti.ru). Между прочим, к тому моменту старый Театр Гоголя был уже закрыт со ссылками, в частности, на убыточность и на малое количество премьер. То есть, получается, все худруки в Москве, надо полагать, равны, но только один – Серебренников – равнее других, и общие требования к нему не применимы, остаётся лишь мнение критиков (лучше всего – из той самой фестивальной тусовки). Короче, Капков на культурном воеводстве – это ходячий анекдот, с ним я без сожалений прощаюсь, а Серебренникова попрошу ещё чуть-чуть задержаться.

Последняя цитата из интервью, данного Анд.Архангельскому: «Мне важна музыка в спектакле, поэтому крайне необходимо, чтобы артист говорил своим голосом, мне нужно, чтобы через артиста звучало время, чтобы вышел человек на сцену и я сразу понял, что сейчас февраль 2013 год». Музыку оставим в покое (жанр, в котором работает Серебренников, мягко говоря, называется «попурри», о прочем умолчу); давайте лучше о времени. Значит, нужно, «чтобы вышел человек на сцену и я сразу понял, что сейчас февраль 2013 год». Специально для Серебренникова открою страшную тайну: в феврале всего 28 дней (в крайнем случае, 29), а 1 марта наступит другой месяц, и надо будет делать новый спектакль. Короче, нам предлагаются спектакли-однодневки; такое вот искусство, всё из себя супер-пупер.

Смешно: если бы какой-нибудь критик написал в каком-нибудь СМИ, что Серебренников – режиссёр однодневок, на него тут же набросились бы ревнители «нового театра». А тут – ничего не поделать, сам сознался.

Тем лучше.

===

Неизменное* - LOL (греч. λωλός — ненормальный, глупый) — аббревиатура, расшифровывающаяся как «Laughing Out Loud» («Смеюсь вслух», «Смеюсь в голос») или «Lots of Laughs» (досл. «много смеха»), отечественный аналог — «ржунимагу».

лол — транслитерация. ГОГ — перевёрнутый lol.




Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.