«Театр ничуть не безделица
и вовсе не пустая вещь.
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать
миру добра» - Н. В. Гоголь

Русский театр кричит о спасении

02.01.2013 Источник: Газета «Правда», автор: Виктор Кожемяко

Повестка дня «круглого стола», состоявшегося на днях в Государственной думе по инициативе фракции КПРФ, официально определилась следующим образом: «О практике реализации законодательства Российской Федерации в сфере театрального дела и театральной деятельности».

Оказывается, для законотворчества есть некие юридические оттенки в этих понятиях — «театральная деятельность» и «театральное дело». Но для всех приглашённых к разговору было ясно, что речь пойдёт о судьбе одного из важнейших направлений отечественной культуры, над которым ныне навис целый ряд серьёзных опасностей. Не голословно, а вполне обоснованно многие говорят об угрозе уже самому существованию русского репертуарного театра, который многие десятилетия был истинной гордостью нашей страны.

Вот почему зал, где более трёх часов продолжался этот взволнованный разговор, был переполнен, а накал страстей шёл, можно сказать, по возрастающей.

Чем хуже, тем лучше?

Узел проблем, которые остро беспокоят в последние годы не только деятелей театра, но и всех, кто болеет за его состояние сегодня и завтра, обозначил в своём вступительном слове ведущий — депутат Госдумы, член Президиума и секретарь ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Например, длительное время обсуждается необходимость принятия нового закона «О культуре», однако до сих пор остаётся неясным, каким он должен быть по ряду ключевых положений. Или, может, необходим специальный закон «О театральном деле и театральной деятельности»?

— Впрочем, — как справедливо заметил Дмитрий Георгиевич, — каждый из нас понимает, что принципиально не то, как будет называться закон, а то, насколько реально он сможет способствовать улучшению деятельности наших театров. Реформа не должна приводить к ухудшению положения в любой сфере.

Абсолютно верно сказано. Однако приводит же! Мы убедились в этом за минувшие двадцать лет многократно. Самый последний вопиющий пример, который сейчас особенно на слуху, — это продолжающаяся реформа образования, которая фактически его разрушает. И это, кстати, имеет прямое отношение к сфере культуры, к театрам, подготовке кадров для них.

Об этом говорил на «круглом столе» Олег Смолин — один из самых убеждённых и энергичных борцов за спасение нашей школы и наших вузов. Слово ему предоставили вне очереди, потому что он непременно должен был идти на пленарное заседание Думы, где во втором чтении проходило обсуждение закона «Об образовании».

Печально знаменитым назвал Олег Николаевич проведённый недавно мониторинг вузов, по результатам которого многие из них, в том числе творческие, театральные, были признаны «неэффективными», то есть подлежащими ликвидации. Но ведь предложенные критерии оценки не просто необоснованные, а зачастую нелепые!

— Мы сделаем всё возможное, чтобы министерство не приняло уничтожающих мер по этому мониторингу, — заявил депутат от имени фракции КПРФ.

А говоря об отношении нынешней власти к культуре и о положении многих работников этой сферы, он употребил такое выражение: «Безумство храбрых любить культуру». В самом деле, разве можно считать нормальным, что актёры Воронежского ТЮЗа, например, как сообщил его художественный руководитель Александр Латушко, имеют зарплату 7—8 тысяч рублей? В муниципальном Камерном театре города Череповца, который на «круглом столе» представляла его художественный руководитель Тамара Макарова, зарплата ещё меньше, хотя, казалось бы, меньше уж некуда.

Такая ситуация, когда приходится не жить, а выживать, конечно же, творчеству не способствует. Актёры вынуждены искать дополнительные заработки, иногда работать буквально на износ. Это сказывается на качестве. А ведь каждый спектакль в родном театре, по выражению Тамары Геннадьевны, заставляет человека тратиться максимально, без скидок на самочувствие и надежды на подмену: в труппе всего 15 человек.

— Мы уже не имеем права болеть, — с грустью заметила она.

И вот при таком теперешнем положении во многих театральных коллективах люди опять и опять слышат от власти знакомое устрашающее слово — оптимизация. Что оно значит, всем хорошо известно: сокращение расходов. Это олигархи и воры-чиновники могут не сокращаться ни в чём, позволяя себе что угодно. В театрах требуют сокращения, да и в целом их всё более бездумно и безумно намерены сокращать. На «круглом столе» говорилось, например, о слиянии, а фактически — об уничтожении сразу шести театров для детей в Москве, включая уникальный детский театр «Волшебная лампа».

Говорят, ничего не поделаешь: рынок. И театры на их языке не творят, а «предоставляют услуги». Наподобие какого-нибудь банно-прачечного комбината. Я помню, с каким гневом говорила об этом на сцене Малого театра народная артистка СССР Элина Быстрицкая предыдущему министру культуры. Но и при новом никаких перемен к лучшему не заметно. Да и как их ждать, если всё диктуют законы капитализма, деньги, погоня за прибылью. А театральную специфику при подготовке «реформ» вовсе не учитывают. Ведь разрабатывают эти «реформы» не художники, а чиновники, которые и спектакли-то не смотрят. Коммерциализация — вот что во главе угла.

Культура, искусство, театры, как и другие сферы нашей жизни, становятся полем классовой борьбы. Это подчёркивали в своих выступлениях заслуженная артистка России Елена Драпеко, художественный руководитель театра «Модернъ» народная артистка России Светлана Врагова и ряд других участников «круглого стола». Борьбе и солидарности, умению твёрдо отстаивать свои социальные права надо учиться, говорили они.

Наступление «развлекаловки», бездуховности, извращенчества

Народный артист России Александр Голобородько горячо поддержал мысль о необходимости крепить солидарность. И не только отстаивая свои трудовые и прочие права — требуется единство в борьбе за истинную культуру. Он с горечью отметил, что на митингах коллектива Московского драматического театра имени Гоголя было очень мало узнаваемых лиц из других театров. Между тем происшедшее с гоголевцами во многом поучительно для всех, и это — повод для серьёзнейшей тревоги всем, кому по-настоящему дорога отечественная культура.

О драме уничтожения Театра имени Гоголя в Москве «Правда» рассказывала неоднократно. Голобородько совершенно верно подчеркнул, что захват театра с русским классическим репертуаром и передача его в руки скандально прославившегося «авангардиста» Кирилла Серебренникова с целью «переформатировать» на извращенчество, бездуховность, «развлекаловку» означают усиление агрессивного наступления на русский театр. Судя по всему, за этим шагом вскоре надо ждать следующих. Департамент культуры Москвы, возглавляемый С. Капковым и его заместителем Е. Шерменёвой, в таком позорном деле себя уже достаточно проявил.

— Нельзя позволять им бесчинствовать и дальше! — заявил А. Голобородько. — Если мы действительно объединимся против этих разрушителей, у них ничего не выйдет.

О том, как важно беречь, отстаивать и развивать лучшие традиции великого советского искусства и его выдающихся мастеров, говорила актриса Московского драматического театра имени Ермоловой Елена Анатольевна Папанова. Она убеждена, что сомнительная аттестация в том виде, как её хотят внедрить в актёрские коллективы, принесёт гораздо больше вреда, чем пользы. Необходимы чуткость и внимание к людям. Искусство и голый коммерческий подход — несовместимы.

— Театр на тысячу лет старше христианства, — размышлял народный артист России Владимир Коренев. — Это светская форма культуры, но призванная нести высокую духовность и нравственность. А что ныне всё чаще и чаще заполняет театральные подмостки? И почему накат всё больше идёт на некоторых ведущих наших мастеров? Да потому, что они не приемлют разрушение нравственности в искусстве. Я очень рад, что здесь собрались сегодня люди, которые глубоко озабочены состоянием нашего искусства и культуры. Только вместе мы можем противостоять тому, что пытаются нам навязать.

Процесс уничтожения подлинной культуры идёт широко. Он захватывает не только театры, но и успешно работавшие одновременно с ними народные клубы, дома и дворцы культуры. Вопиющим фактом стало, например, «переформатирование» знаменитого Дворца культуры ЗИЛ, который отметил своё славное 75-летие. Как рассказала работавшая там Маргарита Озолина, от славы этого замечательного Дворца, вырастившего в своих художественных студиях многих известных деятелей искусства, теперь ничего не остаётся. Некая Е. Зеленцова, которой доверено руководство, видит задачу в том, чтобы ликвидировать всё, что так или иначе связано с ненавистным ей советским временем. Ведь даже само понятие «дом культуры», по её заявлению, ассоциируется со словом «советский». И вот, представьте себе, вместо художественной самодеятельности «в советском духе» людям здесь будут предлагать… искусство мыловарения.

Гнать растлителей поганой метлой!

Интересный диалог случился незадолго до завершения этого «круглого стола». Художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз счёл нужным заметить следующее. Да, дескать, мне тоже в происходящем сегодня многое не нравится, но не выплеснуть бы вместе с грязной водой ребёнка.

— Я считаю, например, что Серебренников — талантливый человек, — сказал он.

В ответ возмутилась Татьяна Доронина:

— Без духовности не может быть настоящего таланта! А Серебренников прямо заявляет: «Я плюю на духовность». И это тогда, когда Путин призвал усиливать в стране духовные скрепы…

Многими на «круглом столе» было отмечено, что призывы «сверху», подчас вроде хорошие и правильные, существуют как бы сами по себе, а реально процесс идёт совсем по-другому. В культуре это особенно очевидно.

— Получается, что государство тратит деньги, чтобы уничтожить духовность и нравственность нашей русской культуры, — заявила от имени родительской общественности Татьяна Боровикова. — Тратит мои деньги, чтобы поддерживать растлителей, которые уродуют моих детей. А я этого не хочу! Мы все этого не хотим и категорически протестуем! Нам нужен нормальный русский театр, а не извращенцы-педофилы на сцене.

О том же говорила Екатерина Зайкова — секретарь совета общественной организации «В защиту культурного пространства». Создаваемая в основном московскими родителями, эта организация провела своё расследование того, что внедряется и всячески утверждается столичным Департаментом культуры в подведомственной ему сфере. Картины увиденного ужаснули. Дети ходят по сцене в окровавленных халатах, шестилетние созерцают разврат взрослых и т.д. и т.п.

— У государства, — продолжила свою мысль Татьяна Михайловна Боровикова, — не находится ныне четырёх тысяч рублей в месяц, чтобы помочь мне, многодетной матери, обеспечивать учёбу моей младшей в детской музыкальной школе. А на все эти безобразия находятся деньги! Дают 90 миллионов рублей тому же Серебренникову на какую-то немыслимую аппаратуру — и уничтожают репертуарный театр, куда мы ходили семьями, уничтожают ДК ЗИЛ. Да те чиновники, которые творят всё это, — Капков, Шерменёва и прочие — они преступники. По ним уголовные дела плачут. Гнать поганой метлой из нашей культуры извращенцев и растлителей!

Участники «круглого стола» поддержали это прочувствованное, страстное выступление аплодисментами.

Gogol-Theatre.ru - Коллектив Московского Драматического ТЕАТРА имени Н.В.ГОГОЛЯ
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
  • Livejournal
  • YouTube
Наш голос - за сохранение репертуарного театра и против силовых методов его превращения в площадку для своеобразных экспериментов
Наш голос - против отношения к актерам, как к крепостным и за право нашего коллектива на открытый конкурс для замещения должностей директора и худрука театра.

©2012 - 2014 Москва.